Глухота: причины потери слуха и способы лечения

ГЛУХОТА (surditas) — полная утрата (полная Г.) или наиболее резкая степень поражения слуха, при к-рой сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки (свисток, гудок и т. д.) или хорошо знакомые слова, произнесенные громким голосом около уха (неполная Г.). Разборчивое восприятие речи при Г. невозможно. Полная Г. встречается редко. Более значительные остатки слуха, позволяющие разборчиво воспринимать речь, говорят о наличии тугоухости (см.).

Классификация

Выделяют несколько классификаций нарушения слуха: по этиологии, по степени выраженности, по локализации патологического процесса.

  • строение уха

    Сенсорный тип — дисфункция волосковых клеток и улитки внутреннего уха, обусловленная врожденными аномалиями или воздействием интенсивного шума.

  • Невральный или центральный тип — утрата способности головного мозга воспринимать и обрабатывать нервные импульсы, поступающие в слуховые центры по нервным волокнам.
  • Сенсоневральный тип – патология чувствительных клеток лабиринта, нервных волокон и центров слуха в головном мозге, нарушающая нормальную передачу звуков по слуховому нерву. Этот вид тугоухости встречается чаще всего.
  • Кондуктивный тип — дисфункция звукопроводящей системы уха, препятствующая нормальному проведению и усилению звуковых сигналов. Нарушения слуха возникают при инфекционном воспалении наружного и среднего отдела слухового анализатора, при наличии новообразований и повреждений барабанной перепонки.
  • Смешанный тип – нарушение передачи звукового сигнала от наружного уха к внутреннему и его восприятия головным мозгом.

В зависимости от локализации патологического процесса нарушение слуха подразделяют на одностороннее и двустороннее или бинауральное.

Классификация

Тугоухость по скорости развития подразделяется на внезапную, острую и хроническую:

  1. Внезапная — развивается стремительно на фоне вирусной инфекции или лечения некоторыми медикаментами, травами. Обычно патология самостоятельно проходит, в довольно редких случаях остаются необратимые последствия.
  2. Острая — постепенное снижение слуха в течение 5 дней.
  3. Хроническая — прогрессирующее ухудшение слуха, развивающееся в течение нескольких месяцев.

Нарушение слуха — актуальная проблема нашего времени, возникающая у пожилых лиц, молодежи и даже у новорожденных. Своевременное выявление патологии и изучение ее причин, симптомов и мер профилактики позволяют избежать развития серьезного осложнения — тотальной глухоты.

Понимание уровней потери слуха

Как и зрение, которое варьирует в широких пределах (от превосходного к хорошему, от нормального к плохому и до несуществующего), острота слуха также изменяется в широких пределах. Нарушения слуха начинаются с неспособности воспринимать тихие звуки. Например, жужжания холодильника или звуки щебетания птиц. На этом уровне утраты слуха, начинают ускользать звуки Ф, С, Ш, которые не имеют вокализации и произносятся с присвистом или шипением.

При умеренном расстройстве слуха пациенты теряют полностью способность слышать звуки речи, а также громкие звуки, например, звук пылесоса. При сильной тугоухости начинают ускользать громкие для нормального слуха звуки (шум мотоцикла или грузовой машины). При полной глухоте человек не слышит, даже если возле него будет играть установка ударников, взлетать вертолет или стрелять огнестрельное оружие.

Категории детей с нарушением слуха включают тугоухих и глухих. Тугоухость – это термин, который говорит о частичной потере слуха. Согласно международным стандартам существует следующая классификация детей с нарушениями слуха:

Понимание уровней потери слуха
  • Первая степень: с трудом распознается тихая речь (25-40дБ).
  • Вторая степень: появляются трудности с пониманием разговора, особенно при фоновом шуме (40-55 дБ).
  • Третья степень: нечеткость речи – 55 -70 Дб.
  • Четвертая степень: 70-90Дб, человек не слышит речь.

Понятно, что различные уровни потери слуха в психологическом смысле воздействуют по-разному. С каждым новым уровнем у детей с нарушением слуха теряется еще одно связующее звено с окружающим миром, от которого много зависит.

Стойкие нарушения слуха у детей при небольшой потере слышимости приводят к тому, что им становится трудно понимать разговор в людном и шумном помещении (на дискотеке или футбольном матче). Поэтому таким детям бывает трудно участвовать в командных видах спорта, для обучения в классе требуется дополнительная помощь или посещение занятий для детей с тугоухостью. Также сильно меняется социальная жизнь.

Методика коррекции произношения при тугоухости

Имеющаяся тугоухость при стандартной речевой активности ребенка и отсутствии развития болезненного процесса в ушах, может с ростом малыша снижаться. Практика правильного произношения звуков и уроки со специалистом положительно сказывается на слухе малыша. Также на улучшение восприятия звуков хорошо влияет проработка дифференцировок слуха. В результате можно наблюдать прогрессивное развитие фонематического слуха, и как основная задача улучшается речь и произношение.

Такая методика применяется логопедами для коррекции внятности произношения ребенка и понимания речи в соответствии с обстановкой и темой разговора.

Особенности использования методики

Если проводятся групповые занятия, малыш с тугоухостью находится ближе к педагогу. Так малыш может хорошо слышать разговор и считывать артикуляцию логопеда. Таким образом, откладывается четкое понимание, какая артикуляция соответствует определенным звукам.

При разговоре с ребенком логопед должен стоять лицом к нему, громкость речи должна быть несколько выше стандартной, однако переход на крик не допускается. Проговаривать звуки необходимо медленно и с четкой артикуляцией. Ребенок повторяет за педагогом громко и отчетливо, в отдельных случаях допускается неоднократное исправление логопедом и повторение слов до того момента, пока ребенок четко усвоит артикуляцию и произношение, расположение органов речи. При игнорировании таких занятий тугоухость может прогрессировать и заканчиваться серьезными расстройствами слуха.

Неправильное произношение звуков устраняется аналогичными методиками, которые используются для малышей с нормальным слухом. Однако следует отметить, что чересчур громкие звуки могут провоцировать болезненные ощущения при тугоухости. Умеренные шумы не доставляют таким малышам дискомфорта, поскольку в большинстве случаев они их не слышат. По этой причине специально устраивать режим тишины не следует.

Игры для развития речи у детей с тугоухостью (проводятся с закрытыми глазами):

  • ребенок указывает место, где был телефонный звонок;
  • по звуку колокольчика необходимо его отыскать;
  • угадывание действия (перелистывание страницы, стук по стеклу);
  • ребенок находит предмет, от которого исходит звук (музыкальные инструменты, стук предметами);
  • пение детских песенок, прослушивание передач по радио.

При своевременном обращении к логопеду и коррекции тугоухости вместе с коррекцией произношения приносит успешные результаты, после чего ребенок легко адаптируется с нормально слышащими детьми.

Особенности слуха детей одного года

Когда там наступает гуление и прочие звуки, издаваемые младенцами – особого значения не имеет. А вот отсутствие гуления или изменившиеся реакции у младенца на тихие звуки имеет значение, при малейшем подозрении их родителей в возрасте около года и раньше. В этом случае ребёнка нужно везти в слухоречевой кабинет к врачу-сурдологу на приём, и об этом должен знать каждый ЛОР врач. Для получения полноценной программы развития ребёнка и установления полноценного диагноза. И далеко не всегда обнаруживаемые поражения слуха обуславливаются поражением среднего или внутреннего уха у детей. Бывает нарушения и центрального характера. Все это устанавливается только в слухоречевом кабинете, и никоим образом не ЛОР врачом.

Симптомы

Наиболее значимой жалобой больных является снижение слуха. Нейросенсорная тугоухость может проявляться только на одном ухе или сразу с двух сторон (см. почему плохо слышит одно ухо). Как видно из классификации, она может быть различной степени: от невозможности услышать шепотную речь до анакузии. В первую очередь, страдает восприятие низких звуков (басовой речи, низких тонов в музыке и так далее). В дальнейшем присоединяется плохая слышимость высокочастотного звука.

  • Шум в ушах — у 92%, снижение звуковоспринимающей способности сопровождается постоянным навязчивым шумом с одной/двух сторон (см. шум в голове). Он может иметь различный тембр, часто шум смешанной тональности (высокие и низкие звуки переходят друг в друга).
  • Боль в ушах не характерна для нейросенсорной тугоухости (только в момент получения травмы).

Так как вместе со слуховыми волокнами проходят вестибулярные, у больных нередко наблюдаются следующие симптомы:

  • Постоянное головокружение, которое усиливается при движении;
  • Неустойчивость походки;
  • Нарушение координации (невозможность выполнения точных движений);
  • Постоянная тошнота, периодическая рвота.

Возможно присоединение других признаков болезни, в зависимости от причины развития тугоухости.

Профилактика тугоухости у новорожденных

Если не соблюдать профилактические меры по предотвращению проблем со слухом у детей до года, существует риск вырастить немого ребенка с отклонениями в физическом и психоэмоциональном развитии. Чтобы этого не случилось, нужно:

  • отказаться от вредных привычек на этапе планирования беременности и вынашивания;
  • выполнять все рекомендации врачей;
  • пройти полное обследование после зачатия;
  • не принимать медикаментов без разрешения гинеколога;
  • вести здоровый образ жизни (включить правильное питание и умеренные физические нагрузки).

Если в вашем роду кто-то страдал тугоухостью, обязательно скажите об этом в женской консультации.

Рекомендуем посмотреть видео с объяснением, из-за чего развивается снижение слуха у новорожденного. Также здесь рассматривается, какие признаки требуют особого внимания.

Потеря слуха как результат профессиональной деятельности

Известно, что шум оказывает негативное воздействие не только на слух, но и на весь организм человека, влияя на нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы организма, вызывая спазмы артериол и артерий, повышение артериального давления, инфаркт, стенокардию, язвенную болезнь кишечника и желудка, патологии мозгового кровообращения. Возникающая при этом профессиональная тугоухость – только “вершина айсберга”.

К симптомам шумовой болезни относятся:

  • со стороны нервной системы: снижение памяти и работоспособности, ухудшение концентрации внимания, быстрая утомляемость;
  • со стороны сосудов и сердца: нарушение частоты пульса, гипертония, спазмы периферических сосудов;
  • со стороны дыхательной системы: пониженная частота и глубина дыхания;
  • со стороны органов чувств: головокружение, ухудшение сумеречного зрения, снижение остроты слуха;
  • со стороны желудочно-кишечного тракта: угнетение выработки секрета желудка, снижение перистальтики, спазмирование сосудов желудка, нарушение трофики слизистой.

Существует несколько теорий, объясняющих влияние производственного шума на органы слуха. Адаптационно-трофическая говорит о том, что шум, превышающий предельно допустимый уровень, приводит к истощению и дегенерации структур кортиевого органа, и нарушению процесса преобразования звукового сигнала в нервный импульс.

Потеря слуха как результат профессиональной деятельности

Согласно сосудистой теории, шум для организма является фактором стресса, на который он реагирует соответствующим образом, а именно – запускает цепочку физиологических процессов, вместе со спазмированием сосудов. Акустический стресс на фоне спазма сосудов вызывает во внутреннем ухе необратимые последствия, приводит к дегенерации слуховых органов.

Высокочастотный, а также длительный и монотонный шум являются более опасными для человеческого слуха, чем прерывистый и низкочастотный.

Развитие профессиональной глухоты происходит поэтапно, со стадии начальных изменений до терминальной. Уже с первых дней работы в шумном помещении человек ощущает шум и звон в ушах, головную боль. Период длится от 1 до 5 месяцев. К концу рабочего дня человек замечает у себя повышенную физическую и умственную усталость. Через 15-20 дней организм несколько адаптируется, у него появляется повышение чувствительности к высокочастотным звукам, начинается гибель волосковых клеток во внутреннем ухе, которые отвечают за преобразование звукового сигнала в нервный импульс.

Период первой клинической паузы продолжается от 3 до 8 лет при условии работы в шумной обстановке. Человек нормально слышит разговорную речь даже в шуме, шёпот воспринимает в расстояния 3-4 метров. Боли и шума в ушах уже нет, слух несколько стабилизируется, а повышенная усталость проходит. Однако начавшиеся на первом этапе физиологические изменения никуда не исчезают.

Третий этап характеризуется прогрессированием тугоухости, продолжается в следующие 5-12 лет работы, сопровождается стойкой и необратимой потерей слуха. Человек различает разговорную речь на расстоянии 7-10 метров, шёпот – при 2-2,5 метрах. У пациента формируется гипертония и повышенная раздражительность, нарушения памяти и внимания.

Четвёртый этап – время, когда наступает следующая клиническая пауза, наступает не у всех. У человека в этот момент приостанавливается ухудшение слуха.

Терминальный этап наступает у людей, проработавших 15-20 лет в шумных условиях. Громкую речь больной слышит только с 3-5 метров, разговорную – на расстоянии метра, шёпот только у самого уха. Понимание речи сильно ухудшается, как и работа вестибулярного аппарата.

Потеря слуха как результат профессиональной деятельности

Лечение предполагает проведение консервативной терапии, и эффективно, в основном, на начальных стадиях ухудшения слуха. Проводится несколько раз в год, человеку назначаются препараты групп ноотропов, средства для улучшения микроциркуляции, витамины группы В, препараты y-аминомаслянной кислоты.

Профессиональная тугоухость развивается не только на производстве, но и в домашних условиях, на отдыхе – её могут заработать любители часто и громко слушать музыку, особенно в наушниках, смотреть телевизор на высокой громкости, посещать спортивные мероприятия на стадионах, музыкальные концерты и ночные клубы. Если человек начал слушать громкую музыку в наушниках в подростковом возрасте, уже к 25 годам у него может развиться 3 степень тугоухости. Чтобы избежать развития потери слуха, нужно выбирать наушники, которые закрывают все ухо, отказавшись от “капель”, вставляющихся непосредственно в слуховой проход, и особенно от вакуумных наушников. При этом нужно выбирать среднюю громкость звука – современные смартфоны и плееры, в основном, оснащены функцией предупреждения владельца о том, что он прослушивает музыку на громкости, вредящей слуху. В шумных местах, на концертах, нужно не стесняться использовать беруши.

Читайте также:  Болит горло и закладывает уши: симптоматика и эффективное лечение