5 главных советов, как воспитать ребенка личностью

Многих родителей интересует вопрос: как правильно воспитать лидера или чемпиона? Не секрет, что каждый взрослый мечтает, чтоб его сын или дочь были успешными, состоялись в жизни и жили лучше, чем они. 

Свободу инициативе

Дайте ребенку свободу выбора и возможность принимать решения. Многие родители путают это с отсутствием правил и границ. Свобода выбора — это не про бросил школу, а когда ребенок выбирает сам, как он одевается, каким спортом занимается, с кем дружит, где празднует день рождения с учётом финансовых возможностей родителей, правил семьи и общества в целом. Главная и самая частая родительская ошибка в этой сфере — подавление всяческой инициативы. А потом что? Правильно, полные удивления глаза и восклицание «Как же у меня могла вырасти такая безвольная тряпка». Это не он такой вырос, а вы его таким вырастили.

Личностные качества ребенка

В первую очередь психологи советуют обращать внимание на личностные качества ребенка. Лидерские способности являются мощной силой, могут обеспечить успех в  трудовой деятельности, личной жизни, общественной работе.

Специалисты пришли к выводу, что лидерские качества не обязательно являются врожденными, их можно развить. Преобладающим качеством считают наличие интеллекта в эмоциональной сфере. Человек, умеющий понимать собственные эмоции, способен понимать и намерения относительно своего предназначения. 

Эмоциональный интеллект помогает человеку преодолевать жизненные трудности, переживать какие-либо потрясения и не сбиваться с пути к цели. В каких случаях развиваются эмоциональный интеллект и лидерские качества? Что влияет на их проявление?

В первую очередь, родительский интеллект в эмоциональной сфере. То, как мама и папа выражают собственные чувства, как контактируют друг с другом, какая реакция возникает на проявление эмоций детьми, насколько их это трогает. 

Детский интеллект не всегда может распознать суть возникающих спонтанно эмоций, разобраться с этим и научить ребенка понимать их – задача родителей. 

Достижения и неудачи важно оценивать правильно. Опять-таки в основе лежит родительский пример. Если папа играет с ребенком и проигрывает, он не должен обижаться, бросать игру и уходить в другую комнату. Глядя на подобную реакцию, ребенок в случае проигрыша станет вести себя также.

Личностные качества ребенка

Папа должен достойно проиграть, показать, что проигрыш его не расстроил, а прибавил опыта, что в следующий раз он обязательно применит полученный урок и постарается выиграть. 

Достойно проигрывать – хорошее качество, присущее в основном лидерам. Неудачи только преподносят им урок, который они изучают как опыт и используют для проработки.

Важно научить ребенка не только достойно проигрывать, но и достойно выигрывать. Радоваться победе, забыв обо всем и обо всех на свете, не совсем правильно. Не замечать победу вовсе нельзя, но и боготворить ребенка после ее достижения неправильно. Похвала за победу должна стать основой самооценки, ребенок должен быть уверен в своих силах и реальных способностях. 

Нельзя сильно преувеличивать умственные и творческие способности ребенка, хваля его. Надо подчеркивать важные черты, делая акценты на деталях: «Ты очень хорошо продумал стратегию во втором коне игры», «Ты внимателен к действиям других игроков», «У тебя отлично получается просчитывать ходы» и т.д.  

Не внушайте детям излишней уверенности в их силах, это грозит тем, что они станут полагаться на свои способности, перестав прилагать усилия. Тогда возрастет уровень тревоги, но снизится мотивация и производительность.

Читайте также:  Детские мысли. Дошкольники ответили, что такое счастье

Когда родители отметят конкретные качества, приложенные усилия, малыш сделает упор на них и в следующей игре. Он запомнит, какие именно действия помогли ему выиграть и были отмечены взрослыми.  

Мы выбираем, нас выбирают

А вы уже решили, на какой иерархической ступеньке хотите видеть своего ребенка? Если отвечать не задумываясь, думаю, многие скажут: “Лидером”! А вот если подумать, разобравшись в иерархии детского коллектива, то это лидерство в 6-8 лет может обернуться одними неприятностями. Пока в классе у вашего малыша логический подход еще не вошел в моду, очень даже хорошо, когда ребенок держится в серединке. Зато, получив навыки коммуникации и дипломатичности, он всегда может стать лидером в старших классах.

А вобще, лучший способ стать лидером – быть личностью! Личностью интересной, развитой, увлекающейся. Уже в средней школе “группировки” детей начинают формироваться по интересам. И если у ребенка интересов нет, у него есть все шансы оказаться аутсайдером. Поэтому, поощряйте увлечения ребенка и всячески их развивайте. Обязательно спрашивайте у малыша о его успехах и промахах (к ним он должен научиться относиться спокойно), дарите ему ощущение надежного тыла, и тогда его иерархическая ступенька будет очень высокой.

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей — советы

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Читайте также:  Может ли больной шизофренией жить один в квартире

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Как воспитать в ребенке лидера?

Наверное, нет таких родителей, которые бы не думали о том, как поставить ребенка на ноги, как научить его делать выбор и достигать целей. На своем опыте я убедился, что воспитание в детях лидерства, помогает снять остроту со всех этих вопросов. Ведь именно лидерский подход комплексно решает многие задачи и помогает детям легче переступить порог самостоятельности.

Кто такой лидер?

Я понимаю лидера как человека, который четко видит цель, умеет ее ясно описать для других, может разбить на шаги путь ее достижения, может показать другим, что эти шаги реальны, и что вместе с ним они дойдут до результата. За таким человеком люди хотят идти.

Конечно, вам необязательно растить из своего ребенка лидера. Наоборот, этими знаниями следует пользоваться аккуратно. Возможно его предназначение совсем в другом, а став лидером, ему придется вести за собой людей, что тяжело. Поэтому есть смысл обратить внимание на риск, связанный с лидерством, например, несоответствие правилам экологичности.

Экологичность 

Становясь лидером, личность проходит разные стадии роста, одна из которых может сопровождаться желанием «пройтись по головам» или убеждениями «цель оправдывает средства», «прав только я, и если ты не со мной, то против меня».

Имейте в виду возможность таких перекосов и, когда заметите подобное в поведении ребенка, поговорите с ним о разрушительной силе выбранных подходов. Объясните ему, что как только появляется убеждение «цель оправдывает средства», от него могут отвернуться люди.

Если он станет думать, что прав только он, в его команде может проявиться более сильный лидер и повести за собой остальных. Потому что лидер, который следует правилам экологичности, выясняет намерения людей и вписывает их в картинку, к которой идет вместе с ними.

Все остальное – использование людей, а это рано или поздно оборачивается против него самого. Поэтому настоящее лидерство не рассматривает людей, как фигуры на шахматной доске.

Как воспитывать лидерские качества? 

1. Личный пример родителей 

Если вы для ребенка пример лидерства, то он с первых месяцев будет впитывать как губка ваш стиль жизни. Например, если вы описываете ребенку картинку в будущем, разбиваете на шаги путь, по которому можно к ней приблизиться, то и рассказывайте, какая от него нужна помощь. В вашем поле он будет двигаться к своим или общим целям.

Как воспитать в ребенке лидера?

2. Выбор 

Постоянно давайте ребенку выбор. Лидер должен уметь принимать решения. А решение и есть выбор. Начинайте с малых лет. Например, ребенок балуется за столом.

Спросите его хочет ли он есть вместе с родителями, но аккуратно, или хочет продолжать баловаться и закончить на этом ужин.

Какое яблоко он хочет? Хочет гулять или остаться дома? Если не предоставлять ребенку выбор, он вырастает с ожиданием, что за него выбор сделают другие, а это с лидерством несовместимо.

3. Постановка цели

Важно ставить цели вместе с ребенком и научить его делать их конкретными. Если ребенок понял, куда хочет двигаться, сделал выбор (например, стать врачом), помогите ему разбить цель на шаги.

Выясните вместе, в какой больнице он хочет работать, какими болезнями заниматься, каких людей лечить. Из этого определите в какой институт ему нужно поступить, какие экзамены сдать, какие предметы знать лучше всего и т. д. Умение разбивать цель на шаги и есть образец лидерства.

Читайте также:  Диагноз шизофрения. Кататоническая форма заболевания

Если ребенок привыкнет делать это для себя, то для него не возникнет проблем делать это и для команды.

4. Передача полномочий 

На определенном этапе, лет с 10, начните приучать ребенка создавать цели и шаги для такой команды, как семья. Делайте его формальным лидером в каких-то процессах. Например, поручите ему спланировать переезд на дачу или путешествие. Договоритесь, что он лидер, а вы – ресурс. И после выстраивайте командную работу, обязательно его поддерживая.

Юрий Строганов, отец троих сыновей, колумнист и предприниматель

Влияние семьи

Каковы особенности воспитания детей в домашних условиях? Они находятся в прямой зависимости от множества факторов. Если рассматривать идеальный вариант, то возле малыша должны находиться мама и папа, братья и сестры, а также любящие его дедушки и бабушки. Процесс воспитания детей в большой дружной семье приводит к тому, что они непременно вырастают людьми уверенными в себе, способными решать поставленные задачи и придерживающимся традиционных духовных ценностей.

Однако жизнь нередко вносит свои коррективы. Из особенностей воспитания детей в неполных семьях можно выделить недостаток мужского влияния. Это крайне негативный фактор. При этом стоит отметить, что отцовская роль в воспитании ребенка достаточно высока. Его присутствие важно не только для мальчиков, но и для девочек. Матери в неполной семье необходимо представить своему ребенку пример положительных мужских образов. Кроме этого, у малыша обязательно должна быть возможность наблюдать за дедушкой, дядей или старшим братом и общаться с ними.

Порой у дошкольника есть оба родителя, но нет и даже не ожидается появления на свет братьев или сестер. В этих семьях имеются свои особенности воспитания ребенка. Основной часто встречающейся ошибкой родителей в данном случае становится чрезмерная забота и опека над своим чадом. Единственный ребенок нередко вырастает инфантильной личностью, имеющей завышенную самооценку. Впоследствии такому человеку становится трудно устанавливать нормальные отношения со своими сверстниками, супругом и коллегами по работе. Родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье, стоит помнить об этих опасностях. Для того чтобы самовлюбленность и эгоизм не стали основными чертами характера, психологи рекомендуют создать определенные условия воспитания детей. При этом важно, чтобы у таких малышей всегда было общение с компанией сверстников. Но стоит иметь в виду, что все же самым лучшим способом, позволяющим избежать развития самовлюбленности и эгоизма, является рождение братика или сестрички.

Проблем воспитания детей в семье достаточно много. Ведь имеющиеся у этого процесса особенности изменчивы и порой просто непредсказуемы. Дело в том, что на протяжении жизни меняются различные обстоятельства, материальные возможности семьи и здоровье ее членов. При этом родителям важно применять практическую педагогику и находить индивидуальный подход к своему малышу. Это позволит преодолеть трудности воспитания.

Но при этом не стоит забывать, что свою, причем немалую лепту в формирование подрастающей личности, вносит поведение родителей и их установки, направленные на ребенка. Подобное воздействие называют стилем воспитания. Рассмотрим это подробнее.