Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

Понимание необходимости приема глутатиона

Окислительный стресс возникает, когда клетки подвергаются воздействию веществ, которые могут повредить ДНК, таких как вдыхаемый дым или ультрафиолетовое излучение. Когда организм сталкивается с окислительным стрессом, молекулы глутатиона взаимодействуют с молекулами, которые являются источниками стресса, предотвращая их негативное воздействие на клетки. При этом используется глутатион. Это означает, что чем больше окислительного стресса у человека, тем больше глутатиона его организм потратит на его защиту. Глутатион также быстро перерабатывается, что гарантирует, что его всегда будет достаточно для предотвращения потенциального ущерба. Однако, если организму не хватает глутатиона, чтобы защитить себя, начинается воспаление

Пациенты с аутизмом, как говорится в исследованиях, имеют необычно высокий уровень окислительного стресса в мозге, а также в желудочно-кишечном тракте, что помогает объяснить, почему уровень воспаления в этих областях высокий. Этот окислительный стресс не связан с дополнительным воздействием факторов окружающей среды, люди с аутизмом не подвержены воздействию ультрафиолета или сигаретного дыма больше, чем кто-либо другой. Таким образом, исследователи подозревают, что это может быть вызвано неэффективным синтезом или переработкой глутатиона.

Действительно, исследования показали, что у пациентов с аутизмом уровень свободного глутатиона в мозге ниже, что может объяснить повышенный уровень окислительного стресса. Хотя механизм, вызывающий этот дефицит, неясен, исследователи обнаружили, что вполне возможно заменить отсутствующий глутатион добавкой глутатиона, снимающей воспаление и обеспечивающей множество преимуществ для пациента.

Читайте также:  Искусство флирта с мужчиной: основные правила

Так что же такое аутизм?

Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.

Указанные особенности появляются у ребенка, как правило,  еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области  мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.

Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

Воспитание ребенка с аутизмом. Учитываем потребности

Обладая знаниями системно-векторной психологии, мы можем очень точно понимать потенциал и психические особенности ребенка и знать, какое воздействие будет для него благоприятным, а какое лишь усугубит ситуацию.

С обладателем звукового вектора разговаривать нужно тихим, спокойным, доброжелательным голосом. Он лучше других способен определять интонации и гораздо охотнее обратит внимание на тихие звуки, а вот шум и повышение тона — это для него болевые воздействия.

Читайте также:  Как заинтересовать собой людей: практические приемы

Для гармоничного развития звуковика необходимо обеспечить такую среду, в которой отсутствуют громкие звуки. А вот тихая классическая музыка – наоборот, помогают ему сосредоточиться.

Обращаясь к ребенку, имейте в виду, что ему необходимо гораздо больше времени, чтобы отреагировать, как бы выйти наружу из состояния погруженности в себя. Поэтому не стоит его торопить или повышать голос, чтобы «докричаться». Ему важен полный психологический комфорт и безболезненное окружение, чтобы этот «выход наружу» вообще состоялся.

Если помимо звукового, у ребенка присутствует кожный вектор – ему нужно предоставить возможность работы с сенсорным материалом (форма, фактура, размер) и постепенно через подражание взрослому обучать конструированию. Также для кожных детей важна физическая активность, одно лишь сидение на диване с пособиями не позволит ему развиваться адекватно.

Звуковика с анальным вектором ни в коем случае нельзя торопить. Иначе упрямство и протестные реакции будут только усиливаться. Такой ребенок с трудом воспринимает смену привычного распорядка, любая смена заданий или активности должны происходить постепенно.

Именно с детьми этого векторального набора связаны многочисленные истории родителей о том, что диагноз ребенка заподозрили в результате попытки вывезти дитя на отдых или в условиях, когда семья сменила место жительства. Анально-звуковой ребенок с аутизмом в этой ситуации реагирует крайней формой протеста, отказывается есть и спать на новом месте. Такие дети весьма консервативны, приучать к посещению новых мест или употреблению новой пищи их нужно постепенно.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Уровень интеллекта при аутизме

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Читайте также: 

Еще о ранних признаках аутизма

К вышеупомянутым можно добавить и следующие признаки аутизма у детей. Так, к 6-месячному возрасту малыши уже, как правило, отлично различают разные выражения лица своих близких. А дети с неблагополучным аффективным развитием затрудняются делать это. У них порою наблюдается и неадекватная реакция на выражение лица: они могут заплакать, если мама смеется, или засмеяться, если она плачет.

Как считают исследователи, это происходит, скорее всего, из-за ориентировки не на качественный критерий или знак эмоции (положительный либо отрицательный), а на степень раздражения. Подобное характерно всем малышам, но на самых ранних стадиях развития: их пугает громкий смех – и они плачут. А для ребенка-аутиста это становится нормой в любом возрасте – он пугается смеха, даже если смеется мама.