Депрессия у подростков: диагностирование и лечение расстройства

Для скрининга депрессии используются различные тесты самооценки, такие как шкала Занга для самооценки депрессии[1], шкала депрессии Бека[2]. Диагноз депрессии устанавливается врачом на основе диагностических критериев депрессивного расстройства[3].

Депрессия у подростков: симптомы и причины

  • отсутствие желания развиваться и стремления к учебе;
  • приступы агрессии или напротив, замкнутость и полное безразличие к происходящему;
  • головные боли и чувство угнетенности;
  • отсутствие аппетита;
  • плохой или тревожный сон, во время которого повышается потоотделение;
  • не проходящее чувство тревоги;
  • необоснованные приступы тоски и гнева;
  • возникновение мыслей о самоубийстве.

Депрессия в подростковом возрасте может появиться вследствие:

  • плохого обращения в школе;
  • проблем в семье;
  • отсутствия понимания со стороны близких;
  • отрицания ориентации;
  • отсутствия спортивных достижений.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ

  • Эмоциональное напряжение,
  • плохое настроение,
  • раздражительность,
  • повышенная утомляемостью,
  • сложностью с концентрацией внимания,
  • нарушение сна,
  • снижение или нарушение аппетита.

Как выйти из депрессии?

Помощь при депрессии главным образом включает применение когнитивно-поведенческой терапии (КБТ) и антидепрессантов.

Перед началом лечения психиатр проводит диагностику депрессии и сопутствующих расстройств и, исходя из этого, производит подбор препаратов. Психолог или психотерапевт при депрессии проводит курс когнитивно-поведенческой терапии, в результате которого пациент узнает причины и механизмы своего расстройства, приобретает контроль над негативными мыслями, учится включать активность, не дожидаясь настроения, и в то же время получать удовольствие от любимых ранее занятий и изменяет глубинные психологические механизмы, поддерживающие депрессию.

Итак, при депрессии главным образом применяются

  • когнитивно-поведенческая психотерапия
  • антидепрессанты из группы СИОЗС или СИОЗСН
  • интерперсональная терапия
  • соблюдение режима сна, питания, физкультура

В большинстве случаев депрессия успешно лечится без госпитализации. В тяжелых случаях рационально проводить лечение в больнице, но это случается относительно редко, и такое решение принимается совместно с пациентом.

Помощь при депрессии у детей и у подростков, у пожилых и во время беременности имеет свои тонкости выбора препаратов и ведения психотерапии. В нашей клинике работают и детские специалисты, и специалисты для позднего возраста, которые смогут провести правильное лечение, соответствующее возрастным особенностям.

Важно помнить, что депрессия – это не слабость характера, не стоит обвинять себя или своего близкого в неспособности радоваться. Депрессия — это психическое расстройство, и для его лечения существуют эффективные методы.

Существуют опросники для самостоятельного заполнения, с помощью которых Вы можете сделать предварительный вывод, нужна ли Вам помощь профессионала.

Диагностика депрессии у детей младшего школьного возраста

Депрессия у младших школьников не диагностируется при помощи специфических биологических тестов, хотя существуют некие биологические маркеры, которые сейчас изучают на предмет того, подойдут ли они в качестве диагностического метода.

К примеру, у некоторых больных на тяжелом депрессивном этапе проявляется гипосекреция гормона, отвечающего за рост. Такая реакция является ответом на инсулининдуцированную гипогликемию. Существуют также случаи, при которых секреция гормона роста находится на чрезмерном пике во время сна.

Но пока что по-настоящему чувствительные методы специфической диагностики, которые могут иметь большое значение в процессе выявления депрессивного состояния, все еще не разработаны, однако можно выделить диагностические критерии: Иовчук Н.М., Северный А.А. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2012. — № 1. С. 121

1. Снижение настроения с мрачным пессимистическим видением будущего (бессмысленностью существования при так называемой резонерствующей депрессии).

2. Идеаторная заторможенность (не всегда) со снижением способности к сосредоточению и вниманию.

3. Моторная заторможенность (вялость, чувство необъяснимой усталости).

4. Идеи самоуничижения и виновности (в легких случаях — заниженная самооценка, неверие в свои силы).

5. Соматовегетативные расстройства, характерные для депрессии, — нарушение сна, снижение аппетита, запоры.

Дифференциальная диагностика

Для врача-педиатра наиболее актуальна дифференциальная диагностика между соматизированной депрессией и соматическим заболеванием с депрессивной реакцией на болезнь. Дифференциальная диагностика в первую очередь требует исключения соматического расстройства. Это оценивают по совокупности результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, врачебного наблюдения. Наличие признаков депрессивного расстройства требует дополнительной консультации психиатра, по заключению которого решают вопрос о месте и методах лечения.

Дифференциальную диагностику депрессии проводят с прочими аффективными нарушениями, например, дистимией, а также биполярным аффективным расстройством. Последнюю болезнь особенно актуально дифференцировать у молодых пациентов.

Также проводится диагностика с такими психическими заболеваниями, как шизофрения, шизоактивное нарушение, деменция. Помимо этого, нужно различать депрессию с зависимостью от различных психотропных препаратов (которые принимались как нелегально, так и по назначению врача) и состояниями, которые проявились как результат неврологических или соматических болезней.

Читайте также:  Как избавиться от инфантильности и для чего это делать

Если депрессия у младших школьников имеет психотическую симптоматику, помимо антидепрессантов назначают ЭСТ или нейролептики. Если у больного проявляются такие атипичные симптомы, как повышение аппетита с большой тягой к сладостям и пище, насыщенной углеводами, а также чувство тревоги, перепады в настроении, сонливость и нежелание принимать отказ — нужно прописывать либо лекарства, которые усилят серотонинергическую активность, либо ингибиторы моноаминооксидазы. Иовчук Н.М., Северный А.А. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2012. — № 1. С. 123

Депрессия, имеющая психотические признаки (галлюцинации, бред), может по содержанию как совпадать с депрессивными мотивами, так и не совпадать. У кататонических проявлений наблюдаются такие признаки, как негативизм, психомоторные проблемы, эхопраксия и эхолалия.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

Виды и симптомы депрессии

Как понять, что происходит с ребенком?

Следует знать, какие признаки появления депрессии у подростка имеются.

Перечисляем:

Виды и симптомы депрессии
  1. снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;
  2. плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;
  3. СДВ;
  4. бессонница;
  5. апатия, раздражительность, подавленность;
  6. нарушение или полное отсутствие аппетита;
  7. отстранение от общества (ангедония);
  8. плохая концентрация, трудности с принятием решений;
  9. немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;
  10. суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.
Читайте также:  4 отрицательные черты характера, способные принести пользу карьере

Также присутствуют и физические симптомы нарушения психического состояния (частые мигрени, мышечная слабость, кожные сыпи, зуд, нарушение стула, боли в желудке и сердце).

Существует определенная классификация депрессивных состояний. В зависимости от видов депрессии различается и симптоматика:

  1. Реактивная.
  2. Меланхолическая.
  3. Тревожная депрессия.
  4. Дистимия.
  5. Биполярное расстройство.

Наиболее часто встречается реактивный вид депрессии (в возрасте от 12 лет до 17). Развивается в результате развода родителей или смерти близких.

Меланхолическая депрессия характеризуется проявлениями угнетенного состояния, тоски. При этом отмечаются нарушение сна, заторможенность реакций, присутствуют мысли о суициде.

Виды и симптомы депрессии

Если депрессивный подросток проявляет признаки беспокойства, паники, растерянности, страха смерти, то это указывает на тревожную депрессию.

Дистимией называется вялотекущая депрессия, которая имеет смазанную симптоматику и может длиться даже несколько лет. Вследствие заболевания возможны проблемы в социальной адаптации, поведение подростка сложно поддается медикаментозной коррекции.

Частое изменение поведения ребенка от депрессии к агрессии может указывать на биполярное расстройство, то есть на маниакально-депрессивный психоз.

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Рассказывают мамы

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Читайте также:  10 способов влюбить мужчину, которые работают безотказно

Диагностика депрессии у подростков

Осмотр. Врач проведет физикальный осмотр, задаст ряд вопросов о здоровье Вашего ребенка, чтобы исключить физические причины депрессии. В некоторых случаях депрессия может быть вторичной, то есть вызванной другим заболеванием. 

Лабораторные тесты.

Врач может назначить 

общий анализ крови

, или анализ на гормоны щитовидной железы вашего подростка, чтобы убедиться в отсутствии иных заболеваний. 

Психологическая оценка. Эта оценка заключается в обсуждении с вашим подростком его/ее мыслей, чувств и поведения, и может включать в себя анкетирование. Это поможет точно определить диагноз и измерить риск осложнений. 

Для постановки диагноза депрессии состояние вашего подростка должно соответствовать критериям Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), опубликованным Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство используется психиатрами для диагностики психических состояний.  

Послеродовая депрессия. Вопросы и ответы

Интервью с доктором Марком Заковски, акушером-гинекологом и …

Симптомы могут быть основаны на ощущениях вашего подростка или на наблюдениях людей, находящихся рядом с ним. Для диагностики депрессии симптомы должны отмечаться большую часть дня, почти каждый день, в течение, по крайней мере, двух недель, и вызывать изменения в обычном поведении подростка. 

  • Подавленное настроение, например, грусть, опустошенность или плаксивость (в подростковом возрасте подавленное настроение может проявляться хронической раздражительностью) 
  • Уменьшение интереса или утрата удовольствия от всех или большинства видов деятельности, ранее приносивших радость и удовольствие. 
  • Значительная потеря веса без целенаправленной диеты, или напротив — резкое увеличение веса; уменьшение или увеличение аппетита 
  • Бессонница или чрезмерная сонливость 
  • Тревожность или замедленное поведение, которое бросается в глаза близким людям 
  • Хроническая усталость, разбитость и безынициативность 
  • Чувство бесполезности, или чрезмерной или беспричинной вины 
  • Проблемы с принятием решений, с концентрацией внимания 
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, составление плана самоубийства, или попытки самоубийства. 
Диагностика депрессии у подростков
  • Симптомы не должны являться следствием прямого воздействия психотропных препаратов (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов) или гипотиреоза 
  • Симптомы не должны быть вызваны свежей скорбью, такой например, какая бывает при смерти близкого человека. 

Атипичная депрессия.

При этом типе депрессии ключевыми симптомами являются хроническое чувство голода, увеличение веса, сонливость, ощущение избыточной тяжести рук и ног, и трудности поддержания межличностных отношений. 

Депрессия и ее оттенки

Бывали ли у вас тяжелые события в жизни, после которых вы чу…

Послеродовая депрессия. Этот тип депрессии может встретиться у молодых матерей. Послеродовая депрессия может начаться как сразу после родов, так и несколько недель спустя. Ее симптомы являются более интенсивными и более стойкими, чем при подростковой депрессии, и резко затрудняют способность матери заботиться о ребенке и выполнять другие повседневные задачи.

Психотическая депрессия. Это тяжелая депрессия сопровождается психотическими симптомами, такими как бред или галлюцинации. 

Дистимия.

Это менее тяжелая, но более долгосрочная форма депрессии. Не вызывая грубых симптомов депрессии, это расстройство все же может мешать подростку нормально функционировать в повседневной жизни, и снижает качество жизни. 

  • Сезонное аффективное расстройство. Это тип депрессии, связанный с изменениями времен года и снижением воздействия солнечных лучей. 
  • Расстройство адаптации. Это чрезмерно выраженная эмоциональная реакция, возникшая в ответ на травмирующее событие в жизни подростка. Это отдельное психическое заболевание, способное повлиять на чувства, мысли и поведение. 
  • Биполярное расстройство. Биполярное расстройство характеризуется перепадами настроения, которые варьируются от мании до депрессии. Иногда бывает очень сложно отличить биполярное расстройство от истинной депрессии, однако это очень важно, поскольку лечение депрессии отличается от лечения биполярного расстройства. 
  • Циклотимия или циклотимическое расстройство. Это легкая форма биполярного расстройства. 
  • Шизоаффективное расстройство. Это состояние, при котором человек отвечает критериям как шизофрении, так и депрессии. 
  1. Признаки депрессии у подростков 13 лет тест
  2. Признаки депрессии у подростков 14 лет тесты
  3. Признаки депрессии у подростков, симптомы, как помочь, видео
  4. Как не пропустить первые признаки анорексии у дочки?

Возможные осложнения

Осложнения детской депрессии могут быть самыми разными. Почти в пятидесяти процентах случаев появляются дополнительные расстройства в поведении и настроении. А более пятидесяти процентов пациентов потом получают тревожное расстройство. Большая часть больных навсегда остаются с серьезными нарушениями поведения, около двадцати процентов получают дистимию и почти тридцать процентов субстанционную зависимость.

Избежать всего этого можно лишь при проведении своевременной диагностики.