Кто такой тьютор и чем он занимается в школе?

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности тьютор, введение федеральных государственных образовательных стандартов, переход на новую систему оплаты труда работников образования открывают реальные возможности введения в школах должности тьютор.

ответа

Лучший ответ Слово тьютор в переводе с английского языка переводиться, как наставник или опекун. Наличие специалиста-тьютора в детском саду обеспечивает индивидуальные занятия с ребенком, особый подход к каждому ребенку для того, чтобы тот мог максимально качественно усвоить материал, закрепить его и уметь использовать на практике. Перед тьютором стоит не просто задача научить, но и найти психологический подход к ребенку, создать крепкий контакт и взаимопонимание. Если в задачи учителя или воспитателя входит предоставления определенного объема знания для всей группы, то тьюторство не подразумевает игнорирования непонимания одним учеником того, что понимают все остальные.

Пожаловаться

Тьютор в детском саду. Это кто? статья на тему

Тьютор в детском саду. Это кто?

«Необходимо создать такую систему обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника… в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются… в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе».Л.С. Выготский

Читайте также:  Как вернуть бывшего? Всего 5 простых шагов ― и он ваш навсегда!

Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие — новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.

Люди не имеющие к этому процессу отношение, ошибочно считают, что тьютор – это нянька. Чаще слышу рассуждения о тьюторе, как о человеке, который заботится, опекает, педагог-наставник. Но спешу добавить (и считаю это главным!): это специалист, занимающийся образовательным процессом. Его обязанность — разработать индивидуальный маршрут обучения, разработать ту траекторию, в которой ребенок был бы успешен, использовать его потенциальные возможности и ресурсы. Я считаю, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с позиции «что он может несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта».

Есть такое понятие «ошибка тьюторства». Когда специалист пытаясь помочь ребенку, облегчить его действия, все делает за ребенка. В то время как у тьютора должна присутствовать инициатива подталкивания ребенка к самостоятельности.

На самом же деле, тьютор детского сада не только разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка, он реализует программу развития ребенка, проектирует и организует предметно-развивающую среду. Есть такое понятие «сенсорная интеграция». Она подразумевает включение ребенка либо к нормативно развивающимся детям, либо в тот социализированный процесс, который предоставляет данная образовательная организация.

Читайте также:  Все об отношениях с женатым мужчиной – Обязательно к прочтению!

Хочется подробнее остановиться на личностных качествах этих специалистов. Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования. Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута. Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.

Есть и родители, которые «работают» тьюторами у своих детей. Но это не правильно. Да, конечно, они многое знают, многое понимают, умеют, но они умеют и предугадывают желания ребенка. Родители должны понимать, что есть родитель, есть специалист и есть ребенок, которого нужно ввести в жизнь. И дети, и родители должны понимать, что тьютор это не навсегда. Постепенно, в процессе обучения развивая самостоятельность ребенка, специалист «уходит» назад.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Где и сколько учиться на тьютора?

Для того, чтобы пройти курсы, необходимо закончить педагогический ВУЗ и получить стаж работы по профессии от года и больше. Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко.

На 2020 год есть возможность получить диплом по данной специальности в Сибирском федеральном университете в Красноярске. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения.

В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре.

Некоторые педагогические высшие учебные заведения предлагают курсы на базе своих учебных кафедрах. В любом случае, нужно быть сведущим в возрастной психологии, знать основные методы обучения и воспитания, быть осведомленным в школьной специфике и дисциплине.

Выводы

Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.

Использованные источники 1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — Вып. 2. С. 38. 2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. — М.: ИПК госслужбы. — 2001. — 107 с. 3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. — 2013. — Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

Случайные материалы: