Почему ребенок плохо учится и как ему помочь

Почти каждому из взрослых знакома эта проблема — двойка по школьному предмету: ведь все мы родом из детства. Для кого-то она была частым спутником школьной жизни, для некоторых — редким явлением. Но неприятные впечатления остались надолго. Как поступить при получении неудовлетворительной оценки?

Несформированность психических функций

Нейропсихологи условно разделяют мозг человека на три блока.

  • Первый

    отвечает за энергоснабжение, необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.

  • Второй

    обеспечивает получение, переработку и хранение информации — это блок памяти, восприятия предметов и пространства.

  • Третий

    обеспечивает программирование движений и действий, и самоконтроль.

Если увидели, что ребенок быстро утомляется при исполнении домашних заданий, учитель жалуется, что на уроке он зевает, вертится и мешает другим детям, воспринимает малую часть информации, то можно предположить, что у ребенка проблемы с развитием первого блока мозга. То есть, мозгу не хватает энергии.

Несформированность психических функций

Если у малыша проблемы с вниманием, плохой почерк, он часто ошибается при устном счете, плохо запоминает и ему сложно учить наизусть, то, скорей всего, пострадал второй блок мозга.

Проблему развития третьего блока можно предположить когда:

  • Школьник не может или не хочет контролировать свое поведение на уроках и переменах;
  • встает во время уроков;
  • выкрикивает ответы;
  • забывает или теряет вещи в школе;
  • не может действовать по правилах.
  • Пишет с глупыми ошибками.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник .

Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:

  • Внутренние.
  • Внешние.

Разберем каждую из них подробнее.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Внутренние причины неуспеваемости

Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы . Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов.

Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.

Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру. Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка.

Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли . Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.

Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.

Сниженная самооценка – еще одна причина . Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Внешние причины неуспеваемости

Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе . Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.

Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку . Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся . Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.

Как научить ребенка учиться

Начальные классы

6-7-летние дети быстро утомляются и нуждаются в отдыхе как минимум 1.5 часа: поиграть или поспать. В младшем школьном возрасте творчество и инициативу ребенка развивает игра. К тому же играть с соблюдением правил говорит о готовности к обучению в школе.

Важно обустройство рабочего места школьника, разместить канцелярские принадлежности. В дальнейшем эта привычка поспособствует выработке позитивного отношения к школе, одноклассникам, учителю.

Требуется добиться от учащимся 1-4 классов соблюдения правила чистого рабочего стола, на котором находятся только тетрадь, учебное пособие, дневник и канцелярские принадлежности. Наблюдая за ребенком, делают акцент на мелочах. Не забывают похвалить, если малыш поместил закладку в книгу: «Молодец, что поместил закладку. Не нужно тратить зря время на поиски!»

В этом возрасте не переусердствуют развивать воображение. Главное — научить учиться. Усвоение правил, подчинение логике и принятие задачи преподавателя — уже умница.

Как научить ребенка учиться

Средние классы — поощрение исследования

Часто в 5 классе наблюдается снижение мотивации к обучению. Отметки в дневнике снижаются, а количество замечаний повышается. Возможно причина кроется в неумении учиться и мыслить по-другому. Если в начальных классах достаточно желать учиться и опираться на механическую память, чтобы быть хорошим учащимся, то при переходе на следующую ступень требования возрастают. Это касается объема изучаемого материала и приемов работы над ним.

Дети должны уяснить: ежедневное выполнение домашнего задания — прямая обязанность. Родителям не следует стремится выполнять письменные упражнения и решать задачки вместо ребенка. Папа или мама — это проводник в организации образовательного процесса. Для детей полезно рассказать о прочитанном и поделиться своими впечатлениями, составить опорные схемы, чтобы воспроизвести прочитанный параграф.

Принесет пользу начало домашней работы с предметов, что интересуют ребенка: меньшие траты времени на их выполнение, быстрый результат работы.

Зарубежные педагоги советуют составить график работы для подростков согласно темперамента. Перед погружением в домашнюю работу флегматику требуется отдых. Для холерика ценится своевременное переключение на другой предмет. Главное для сангвиника — заставить сесть за уроки, чтобы отвлечь от иных дел. А меланхолика нужно простимулировать, пообещав посещение всей семьей кафе на уикенд или парка развлечений за прилежание. По мнению наших ученых, отличительные особенности темперамента нельзя не учитывать, однако  их не ставят превыше всего.

Когда не знаете, как ответить на вопрос сына или дочери, психологи не советуют звонить знакомым, учителям, самому заниматься поисками в интернете. Позвольте ученику найти ответ самостоятельно. Зачастую брошенное под горячую руку резкое высказывание в адрес школы и программы по учебным предметам снижает стимул к обучению.

Контролировать домашние задания потребуется разумно. При нахождении ошибок указывают школьнику, где она примерно допущена. Ценно ее самостоятельное исправление, будьте уверены: ее повторения не последует.

Развитие мотивации происходит в двух направлениях: сверху вниз, а также снизу вверх. Для первого явления характерны престиж и ценность учебы для индивидуума. Во втором случае стараются поддерживать удовлетворение и интерес к учебе. И понемногу изменяется отношение к учению. В младшем школьном возрасте большую значимость приобретает для ребенка тактика «снизу вверх».

Старшие классы — пора диалога

Как научить ребенка учиться

Старшеклассники иногда не готовятся к урокам. Они не волнуются из-за замечаний, считая, что знание предмета не понадобится при поступлении в высшее учебное заведение. Со старшими классами связывают многочисленные стрессы относительно ближайшего будущего. Чтобы получить высокие отметки, назидания, крики, проповеди неуместны и бессильны.

В старшем школьном возрасте  у тинейджеров развито абстрактное мышление, что связано с мироощущением. Актуально для школьников дискутировать, критически размышлять.

Для юношества типично желание вступить в дискуссию и доказать свою правоту. Для родителей немаловажно быть в курсе увлечений ребенка.

Родители способны заинтересовать дисциплинами, что игнорируют дети. Вступление в полемику, приведение контраргументов обозначит родительскую позицию.

Что делать, если учитель занижает оценки и какие меры предпринять

Очень часто случаются ситуации, когда учитель ставит ученику оценку, которая на его взгляд или по мнению родителей оказывается необъективной. Здесь необходимо четко понимать, как можно действовать в подобных случаях, чтобы добиться желаемого делать, если учитель занижает оценки и какие меры предпринять

Первые действия родителей

Прежде всего родители, думающие о том, что делать, если учитель занижает оценки, должны ознакомиться с внутренними актами школы, где обозначена система их выставления. По ней можно понять, насколько правильно действовал педагог, и есть ли смысл оспаривать его решение.

Если во внутренней документации предусмотрен порядок пересмотра им следует воспользоваться и организовать процедуру повторного оценивания.

В случае, когда учитель действовал неправомерно или во внутренних школьных актах не удалось найти подобные ситуации, нужно составить жалобу и подать ее директору школы. Также можно обратиться в комиссию урегулирования споров.

В жалобе требуется обозначить просьбу о пересмотре оценки.

Законное право на жалобу

Если ученик или его родители не соглашаются с поставленной педагогом оценкой, считают ее заниженной, действия учителя можно обжаловать, опираясь на 45 ст. ФЗ «Об образовании». Здесь четко прописано, что ученик или его родители обладают правом на обращение к директору учебного учреждения или в комиссию по урегулированию споров.

Обращаться надо с заявлением. Оно оформляется в письменном варианте. Главное – составить обращение правильно и максимально подробно расписать обстоятельства, а также обозначить действия учителя, с которыми человек не согласен. Важно четко сформулировать свою просьбу.

Что делать, если учитель занижает оценки и какие меры предпринять

Она должна заключаться в пересмотре действий педагога, а также выставленной им оценки.

Сюда необходимо подать жалобу с просьбой предпринять конкретные меры по устранению бездействия дирекции школы.

Что учитывать, решая вопрос о пересмотре оценки

Оценки нужно ставить заслуженно

Планируя обжалование оценки, внимательно ознакомьтесь с внутренней школьной документацией, где прописаны все требования к оцениванию знаний.

Если пришлось столкнуться именно с той ситуацией, когда низкая оценка поставлена за поведение или отсутствие тетради (по другим причинам, не касающимся знаний ученика), ее можно оспорить и сделать это вполне успешно.

Пересматриваются и итоговые оценки по конкретной дисциплине. Здесь будет создана комиссия из нескольких специалистов. При родителях ученика они определят соответствие оценки по конкретному предмету качеству знаний ребенка. Решение оформляется специальным протоколом. Оно окончательное и не подлежит последующему оспариванию.

– Что делать если учитель предвзято оценивает ученика

Читайте также:  Как легко избавиться от плохих мыслей: проверенные способы