Ученые назвали 12 законов воспитания успешных детей

От правильного воспитания во многом зависит будущее ребенка. От этого будет зависеть его успешность и жизнь в гармонии среди других людей.

Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?

То, что у ребёнка отсутствует мотивация к учёбе, выражается в том, что дети намеренно или случайно забывают выучить заданные на дом уроки, содержат рабочее место в беспорядке, отвлекаются на занятиях, «считают ворон», общаются с соседями по классу, всячески демонстрируют скуку. Такие дети склонны обвинять педагогов в занижении оценок, но чаще всего их не интересуют результаты и успеваемость совсем не волнует.

Если у ребёнка нет мотивации к учёбе это может объясняться некоторыми факторами:

1. Ребёнка рано отдали в школу, он ещё не созрел психологически для занятий. Иногда родители могут ошибаться, думая, что их дети очень развиты и много знают, опережают сверстников. Но даже если это действительно так, и в семье растёт вундеркинд с высоким уровнем интеллекта, это не значит, что он уже готов, с точки зрения психологии. Маленьким детям трудно выдержать 45 минут, без активной подвижности, при этом удерживая своё внимание на словах учителя.

2. Причина может быть в конфликтах с педагогом. Иногда, с точки зрения учителя, ничего подобного не происходит, и он даже может не подозревать о натянутых отношениях. Он может обратить внимание на понижение успеваемости, не осознавая, что назрел конфликт интересов. Причиной неприязни к учителю может быть неосторожное слово, несправедливое отношение, затаённая обида. Ребёнок может испытывать страх и подавленность. Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы.

Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?

3. Конфликты с одноклассниками и другими учащимися. Если произошло событие, которое породило такую проблему, то решить её без последствий может быть затруднительно.

4. Особенности ребёнка. Физические дефекты, особенности развития и всё, что отличает его от сверстников, может стать причиной буллинга, травли. Ощущая негатив со стороны окружающих, ребёнок не хочет привлекать к себе внимание, становится замкнутым, поэтому он не испытывает желания лишний раз посещать школу.

5. Мотивация ребёнка на учёбу в школе страдает и от нездоровой обстановки в семье. Скандалы между родственниками, ревность, моральное давление и завышенные требования к ребёнку уничтожают любую мотивацию.

Заставлять или мотивировать ребенка?

Навязать силой любовь к учебе невозможно. Особенно в подростковом возрасте любые попытки надавить на человека будут встречены в штыки – большинство станет делать все назло, пытаясь таким образом противостоять попыткам навязать им чужую волю.

Читайте также:  Атония кишечника симптомы и лечение у ребенка

Создание правильной мотивации у детей – наиболее приемлемый и эффективный способ добиться от них желания учиться, достичь успехов в школе.

Заставлять или мотивировать ребенка?

Только мотивированный ученик будет видеть потребность в получении знаний, стараться добиться превосходных показателей, а не просто ходить в школу как на каторгу.

Когда приучать детей к взрослой жизни

Границы, когда ребенку положено выпорхнуть из родительского гнезда и стать взрослым, размыты. Кто-то видит финал отношений «все для любимого дитятка» после достижения им 18 лет.

Другие готовы обеспечить учебу в университете и дождаться, пока студент найдет работу. Третьи, особенно, если речь о дочерях, ждут счастливого замужества и появления у них своей семьи.

Последний вариант самый печальный: фактически, несамостоятельная девушка передается из рук в руки, а ответственность за ее благополучие возлагается на супруга.

Приучение к ответственности не должно быть резким. Нельзя полностью обеспечивать, одаривать и обожать сына до 23 лет, а затем указать на дверь и сказать: «А теперь – все, иди сам зарабатывай».

Это приведет к конфликту и непониманию: а что вдруг поменялось? Готовить отпрыска к взрослой жизни нужно с подросткового периода, или даже раньше.

Порой дети даже не подозревают, какие суммы на них тратят мама с папой, и с каким трудом им достаются деньги. Обязательно проговаривайте с ребенком финансовые вопросы. Делайте это деликатно, так, чтобы у чада не возникла зависть к более обеспеченным товарищам.

Когда приучать детей к взрослой жизни

Расскажите, на что в семье тратятся средства (питание, оплата счетов, электричество, одежда, поездки, бензин).

Ребенок способен понять, что телевизор и интернет не будут работать, если мама за них не заплатит. И поэтому от какой-то новой игрушки можно отказаться, чтобы в доме был свет и отопление.

Начинать никогда не рано. У моей знакомой, мамы рассеянного первоклассника, свой интересный метод. Она полагает, что ребенок обязан набить энное количество шишек, чтобы захотеть чему-то научиться. Поэтому каждый вечер она доверяет ему самостоятельно собирать портфель назавтра.

Он сам находит и кладет в рюкзак форму, учебники, рабочие тетради, краски – все, что пригодится ему на занятиях следующего дня. И, что парадоксально, мать не бежит ночью проверять, все ли он положил.

Если он что-то забудет или, заигравшись, пропустит половину учебников – это будут его проблемы. Которые он, опять же, будет сам решать с учителем, без родительских подсказок.

Подстелить соломку

– Родители настраивают ребёнка на спортивную, музыкальную, научную карьеру. И если она рушится, то ребёнку не за что зацепиться.

– Действительно, когда человек в одной какой-то сфере терпит неудачу, его поддерживает то, что в других неплохо идёт. Поэтому нужно предлагать ребёнку разные интересы, чтобы он развивался разносторонне, а не концентрировался на чём-то одном. У школьных вундеркиндов (это и природой заложено, но ещё и усиливается воспитанием) зачастую недоразвит социальный, эмоциональный интеллект. Они плохо встраиваются в общение, с трудом понимают социальные ситуации. Точно так же, когда что-то не ладится, например, в спортивной команде, важно, чтобы у ребёнка было с кем поделиться. А если все твои друзья из той же ­команды, да ещё и конкуренты, то все внутренние переживания ему приходится держать в себе.

Читайте также:  Депривация — что это в психологии? Виды, причины, последствия

Наконец, когда ставка делается на что-то одно, то появляется избыточная мотивация, которая тоже мешает. Большие ожидания могут обернуться большими разочарованиями.

– Из истории мы знаем немало примеров, когда великих музыкантов в детстве чуть ли не палками били, чтобы они занимались…

– Конечно, рано или поздно если ребёнок не сломается, то придёт к успеху. Увы, в каждом конкретном случае мы не знаем, сломается или нет. А известные истории успеха сильно подпитывают родительский энтузиазм. Мне часто приходится в практике сталкиваться с ситуациями, когда родители сами были спортсменами, но не достигли вершин и начинают заниматься спортивной карьерой детей. Они принимают сознательное решение давить на ребёнка. И очень часто уходят из терапии, думая, что будет успех – будет и счастье и всё остальное приложится.

Им тяжело понять и смириться, что ребёнок может просто не захотеть быть в чём-то выдающимся. Их это очень пугает. Мне кажется, это больше менталитет западного общества: неуспешный человек не может быть счастливым, при этом сам успех понимается довольно узко – как профессио­нальные достижения, богат­ство. И по­этому в детей нередко стараются в школе затолкнуть всё что можно. Как бы подстилают соломку со всех сторон. Но пока родители этим заняты, у них совсем теряется контакт с деть­ми. А вот это для развития ребёнка самое страшное. На пределе возможностей. Как понять, что ребенок перегружен? Подробнее

Подстелить соломку

– Но вот сейчас многие родители делятся тем, как их дети сдавали ЕГЭ. И оказывается, выше баллы у тех, кто профессио­нально занимался музыкой или спортом, имеет высокие разряды. В них точно не заталкивали всё подряд, они и школу-то частенько прогуливали.

– ЕГЭ – всё-таки не совсем история про успеваемость. Во многом это проверка на стрессо­устойчивость. И у детей, которые участвуют в соревнованиях, стрессоустойчивость повышается. То ограниченное время, которое у них есть, они тратят фактически на натаскивание на экзамен.

Плюс к тому круглые отличники – это зачастую дети, которым сложно выбрать прио­ритеты, выделить, что для них главное. Они просто не допускают для себя возможности какие-то уроки готовить, а какие-то – нет. А кроме того, часто дети, которые всё время переживают из-за оценок, научаются именно получать оценки, а не знания.

Читайте также:  Детская шизофрения: распознать, помочь, не навредить

Вопрос-ответ Как заставить детей читать? – Так всё же – нужны строгие требования или демократия?

– Конечно, ребёнка важно поддерживать, учитывать интересы, принимать ошибки. При этом жёсткие требования, чёткие границы тоже нужно устанавливать, приучать к ответственности. Важно чувствовать, когда ребёнку плохо и у него нет сил и когда он капризничает.

У родителей часто есть идея, что неправильно как-то подстраиваться под ребёнка, подбирать для него стимулы заниматься, продумывать награды. Они уверены, что воспитают настоящего человека, если всё идёт по сценарию «родитель сказал – ребёнок сделал». Хотелось бы эту идею развенчать. Нормальные дети в большинстве случаев не так реагируют. У них есть свои по­требности, настроения, и маленькие дети часто не могут словами сказать, что им плохо и не нравится. Важно это чувствовать. Когда ребёнок послушно выполняет все ваши требования – это не самые нормальные отношения между родителями и детьми.

Изменение системы по мере взросления ребенка

Чем старше дети, тем сложнее должны становиться их обязанности, так как теперь они могут брать на себя большую ответственность. Вместо того чтобы выполнять несколько домашних дел в неделю, ребенок может справляться с несколькими обязанностями каждый день. Так как задачи становятся сложнее, многие родители именно поэтому начинают вознаграждать ребенка карманными деньгами. Для многих детей домашние дела становятся их первой «работой». Она учит их тому, что вознаграждение (денежное или любое другое) является результатом приложенных усилий. Кроме того, ребенок должен обязательно понимать, что главная награда за выполнение домашних дел — это чистота в доме и чувство выполненного долга.

Они имеют более высокий социально-экономический статус

Как это ни печально, но дети богатых родителей имеют куда больше шансов на жизненный успех, что опять-таки проявляется начиная с получения более качественного образования. К примеру, в США в условиях нищеты растет пятая часть детей, что заметно ограничивает их потенциал.

При этом неравенство только нарастает. По данным исследования Стэнфордского университета, разрыв между достижениями детей 2001 года рождения в семьях с высоким и низким уровнем дохода на 30-40 процентов больше, чем у тех, кто появился на свет 25 лет назад.