Воспитание детей без наказания: возможно ли это?

Все родители мечтают, что их ребенок будет спокойным и послушным. Но проходит время и милый младенец превращается в капризного тирана, и перед отцом и матерью встает вопрос о том, как следует поступать, если ребенок не выполняет просьб и не слушает приказов.

Зачем мы наказываем детей?

Конечно, родители прибегают к строгим мерам не из желания обидеть своего малыша или навредить ему. Чаще всего это бессилие, которое появляется из-за невозможности повлиять на мнение ребенка. Тогда им приходится запугивать.

Через такую методику воспитания проходят все, но иногда она становится слишком суровой и приводит к скандалам и необратимым последствиям в формирующейся личности.

Наказание, как воспитательная мера вполне может присутствовать. Только оно должно выступать в качестве мотиватора, а не пресса, который давит в растущем человеке желание иметь свое мнение и быть самостоятельным.

Зачем мы наказываем детей?

Опять же необходимо задаться вопросом: «Почему я бессилен?» Найти ответ на него очень важно, тогда вы сможете выстраивать отношения с близким человеком без угроз, а в любом спорном вопросе будет достаточно простого объяснения.

Суть проблемы

Психологи стараются не употреблять формулировки типа «ребенок плохо себя ведет», а заменяют его «трудным поведением». Имеется в виду, что оно трудное для взрослых — им становится просто неудобно и тяжело управлять малышом, он не выполняет требования старших. Особенность этого понятия заключается в том, что оно очень относительное и субъективное: то, что невыносимо для одних родителей, с легкостью переживают другие.

Поведение почти никогда не является объективно плохим, потому что не несет в себе злого умысла: ребенок только из добрых побуждений разливает воду, отказывается одеваться, размазывает кашу по стене — для него это интересно и увлекательно. Внезапно появляется шокированный взрослый, который его прерывает или заставляет делать что-то другое, и возникает конфликт, в котором правы оба. В результате взрослый криками и грубостью выражает свой гнев, а малыш отвечает на него истериками, пытаясь себя защитить: он не делал и не хотел ничего плохого, а оказался виноват.

Главная проблема ребенка, который не слушается, заключается не в самих его поступках, а в том, что в большинстве случаев он не считает свое поведение недопустимым, потому что не имеет злых намерений, и страдает от негативной реакции родителей, не понимая ее. Но определенные поступки расстраивают маму и папу, и в отношениях между ними возникает напряжение, теряется доверие, и самые родные люди отдаляются друг от друга.

Прежде чем наказывать своего ребенка, нужно вспомнить, что он такой же человек, как и взрослые — имеет свою точку зрения, ощущения и эмоции, но более зависимый, беззащитный и ограниченный в возможностях.

Причинно-следственные связи

Существует несколько причин, по которым малыш капризничает или бунтует, что воспринимается родителями, как неадекватное или плохое поведение, влекущее за собой наказание.

  • Детские требования, «выдуманное» отсутствие внимание на замечания.
Причинно-следственные связи

Это сигнал о недостатке внимания от родителей. И речь идет не о заинтересованности делами малыша или успеваемости в школе. Здесь весь смысл заключается в том, что необходимо делиться взрослыми делами с детьми и даже выдавать несколько своих секретов. Мальчик даже в раннем возрасте способен осознать свою половую принадлежность, в шуточной форме можно устроить «бои на ковре».

Как и все женщины, маленькие девочки любительницы посплетничать, а значит, маме с дочкой легче найти общий язык за кружкой чая. Поэтому не стоит прибегать к наказаниям за демонстрационное поведение детей, стоит уделить немного времени для теплого семейного общения.

  • Слезы и истерики, требующие жалости.

Это манипуляция, результатом которой является цель, преследуемая ребенком. Если родительской реакцией является наказание, то ребенок поймет, что настроение взрослым испорчено, а цель не достигнута. В этом случае целесообразно оставить чадо наедине с самим собой. Зачастую манипулирование истериками свойственно неуверенным в себе детям.

Причинно-следственные связи

Отстранение от детей в такой ситуации помогает воспитывать самостоятельную личность, способную решать собственные проблемы. Использование наказаний или крика приведет к детской обиде и отстранению малыша от родителей.

  • Грубость и хамство со стороны детей

Нецелесообразно, в этом случае, использовать наказания, так как необходимо определить причину неадекватного поведения детей. Достаточно провести 20 минут наедине с ребенком, чтобы понять причину его волнений и переживаний. Зачастую малышам сложно словесно передать свои внутренние ощущения, тогда можно прибегнуть к помощи рисования. За пример возьмите собственный рисунок, на котором изображены ваши личные переживания. Когда чадо научиться передать чувства с помощью рисунка – исчезнет агрессия.

  • Детское упрямство без видимых причин
Причинно-следственные связи

Наказание только усугубит ситуацию, а малыш лишь усилит свое упрямство и получится «семейное сражение за главенство». Возможно, ребенок не чувствует свою значимость для родителей, в особенности это касается старших детей, если в семье появляется новорожденный. Как выход поможет «отключение» внимания ребенка с помощью игры или полезного занятия.

Читайте также: 

Наказание за непослушание

  1. Физические наказания. Очень спорный момент. Бывает, что ребенок совершает такой непростительный поступок, что родитель не видит другого выхода, кроме как отшлепать его. Всех нас так воспитывали. Но не стоит в пылу гнева принимать такие решения. Сначала успокойтесь, подумайте: единственный ли это способ воздействия на ребенка? Ведь даже к физическим наказаниям дети привыкают и перестают правильно на них реагировать. Тем более подсознательно это унижает и оскорбляет малыша.
  2. Не обращать внимания на ребенка, перестать реагировать на его просьбы. Тоже не особенно гуманный вид наказания. Ребенок чувствует себя брошенным, обижается, и эта обида выливается в дальнейшем на вас.
  3. Крики, скандалы. Задумайтесь: действительно ли крики и упреки работают? Или просто вы по-другому не можете выразить своё отношение к ситуации. Таким образом вы не только прививаете ребенку комплексы, но и формируете неправильную модель поведения в семье.
  4. Никогда не наказывайте ребенка трудом. Это самый неправильный поступок, который совершают родители. Мытье посуды, полов, собирание игрушек становятся наказанием за провинность. И теперь добровольно он не будет этим заниматься.
  5. Лишите ребенка удовольствий. Если проступок действительно серьезный и достоин наказания, лишите ребенка его любимых развлечений: походы в парк развлечений, чтение книг, компьютеры, приставки, телевизор. Не все психологи одобряют этот метод, но он заставляет подумать над своим поведением.

Допустимо ли физическое наказание детей – можно ли наказывать ребенка ремнем?

Если физическое наказание осталось единственной формой убеждения ребенка или предотвращения его опасных действий, то лучше, конечно, не брать в руки ремень или ещё какие-либо «средства воспитания», а ограничиться шлепком ладошкой по попе.

  • Маленькие дети, например, плохо справляются со своими желаниями. Им трудно отказаться от своей проказы, и о ее последствиях они не думают. Им так весело рисовать на стенах, и мамино «нельзя» для них менее значимо, чем собственное желание. Порой обычный шлепок заставляет ребенка вернуться в круг правил и остановиться в шалостях. Не забывайте даже после легких шлепков попросить у ребенка прощения и приласкать его, сказать, как Вы его любите, и попросите больше так не делать.

  • Детишки постарше достаточно хорошо работают головой. Они объективно осознают, к чему могут привести их действия, поэтому физическое наказание для детей старшей возрастной группы неэффективно и неприемлемо.

  • Также нельзя физически наказывать и детей, чьи проказы вызваны болезнью.

Стоит помнить, что главная цель всех видов наказаний — это обеспечение безопасностью ребенка и окружающих его людей. А эту задачу, пожалуй, не получиться решить без запретов и наказаний.

Стили воспитания

Возможно, вы и сами не знаете, какого метода придерживаетесь со своим ребенком. Давайте рассмотрим возможные варианты:

Стили воспитания
  • демократический стиль — родители дают ребенку право голоса, он является полноценным членом общества, к его мнению прислушиваются;
  • авторитарный — воля малыша постоянно подавляется, родители сами решают, как нужно действовать в той или иной ситуации, как лучше для малыша;
  • смешанный — родители умело комбинируют послабление со строгим режимом.

Я стараюсь быть демократичной к своему ребенку. С самого раннего детства я общаюсь с ним на равных, всегда выслушиваю его мнение, часто спрашиваю его совета.

Роль наказания в воспитании провинившихся детей

Роль наказания в воспитании детей заключается в формировании у них правильного представления об окружающей действительности. Но не стоит применять наказание провинившихся детей повсеместно и постоянно.

Приведем некоторые советы по поводу наказания:

  1. Родители должны установить границы дозволенного, а затем требовать их соблюдения. Сначала взрослые должны для себя четко определить, что они разрешают ребенку, а что нет. Малыш, в свою очередь, тоже должен знать эти рамки. Лишь в этом случае наказание будет восприниматься им справедливо.
  2. Если ребенок ведет себя неподобающим образом, то отвечать на него стоит уверенно и решительно. Если малыш демонстрирует открытое неповиновение или идет на конфликт, родители должны быть к этому готовы. В противном случае, проявляя мягкость или беспомощность, взрослый лишается авторитета в глазах ребенка.
  3. Нужно четко отличать своеволие от безответственности. За непреднамеренный поступок ребенка лучше не наказывать. Если малыш забыл выполнить просьбу родителей или просто ее не понял, наказывать его нежелательно. Безответственность ребенка и злостное непослушание – разные вещи, первая требует более терпеливого отношения взрослых.
  4. Когда конфликт исчерпан, надо успокоить малыша и все ему объяснить. Зачастую ребенок тяжело переносит наказание, чувствует себя виноватым, растерянным и покинутым. По истечении срока наказания нужно помириться с малышом, обнять его, сказать, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Можно еще раз объяснить, почему он был наказан и как в следующий раз ему лучше поступить.
  5. Нельзя требовать от ребенка невозможного. Перед тем как попросить малыша что-то сделать, родители должны четко отдавать себе отчет в том, что он сможет это выполнить.
  6. Родители должны в первую очередь в общении с ребенком руководствоваться любовью. Прежде чем наказать малыша, стоит разобраться в ситуации, оставаясь при этом спокойным. В процессе воспитания не избежать ошибок и конфликтов. Но родители в отношениях с детьми в первую очередь должны проявлять любовь, заботу и теплоту.
Читайте также:  7 правил визуализации желаний или как сбываются мечты

Несколько таких ситуаций, которые полностью не приемлют наказания как метода влияния или воспитательной меры:

  • нельзя наказывать ребенка за естественную познавательную активность;
  • за возрастные и физиологические особенности ребенка (плохую память, неусидчивость, невнимательность, плохой аппетит, не засыпает и др.);
  • за отсутствие опыта поведения в какой-либо жизненной ситуации (ребенок не попросился на горшок, дерется, кусается, при условии, что раньше ему не объяснили, что так поступать нельзя);
  • за проявление естественных чувств (ребенок ревнует к младшему брату или сестре, соответственно обижает их);
  • за неосторожность (ребенок упал на прогулке, испачкался в луже, порвал штанишки, случайно пролил на себя сок или чай).

В заключение необходимо сказать и о том, что нельзя оставлять детские проступки совсем без внимания. Это также вредит детям, как и излишне строгое наказание. Если ребенку не объяснять, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя, он будет усваивать нормы поведения слишком медленно или вообще посчитает, что подобное поведение является нормальным. Родителям надо помнить, что сначала должна идти разъяснительная беседа и только если она не подействовала на ребенка, может следовать наказание.

Маленький ребенок – это, прежде всего личность, но только формирующаяся. Если его оскорблять и унижать, это может через некоторое время обернуться вымещением его недовольства и злобы из-за отношений в семье на других людях, и в первую очередь на самих родителях.

Как воспитать без наказаний?

Очевидно, что вопрос очень сложен. Возможно ли в принципе воспитание ребенка без криков и наказаний? Педагоги и психологи уверены, что возможно. Составлена даже подсказка для родителей: перечень основных воспитательных принципов, которые стоит взять на вооружение.

  • Полное признание личности ребенка, уважение к его решениям, желаниям, потребностям, чувствам. Невнимание, игнорирование и отторжение – прямой путь к проявлению бунта или полному отказу от собственной инициативы.
  • Теплое и постоянное внимание к малышу. Ребенок должен чувствовать, что рядом с ним постоянно находится заботливый и любящий взрослый.
  • Жесткий самоконтроль, личный пример, отказ от «политики двойных стандартов». Требования, которые предъявляются к малышу или подростку, должны прежде всего предъявляться к себе. Весь воспитательный процесс в семье строится, по сути, на отражении поступков и высказываний родителей. С первого дня жизни ребенок ежеминутно прислушивается к тому, что происходит в семье, оценивает родителей. Обнаружив противоречие между тем, что от него требуют, и тем, что родители позволяют себе, ребенок испытывает разочарование. Родительскому авторитету наносится непоправимый ущерб.
  • Недопустимо постоянное моральное давление, запреты, приказы. Атмосфера добра, поддержки, в которой даже родительские требования звучат не в жесткой категоричной форме, а как само собой разумеющиеся конструктивные предложения, — вот к чему следует стремиться.
  • Полный запрет на физические наказания. Сила может быть побеждена лишь силой: к такому выводу придет рано или поздно ребенок. Нетрудно догадаться, что случиться, когда малыш вырастет.
  • Спокойное последовательное выполнение своих указаний и обещаний – основа воспитания без наказаний. Любое родительское требование ребенок должен выполнить. Детские истерики нужно игнорировать полностью, не срываясь на крик, а продолжая спокойно настаивать на своем. Нет ничего более развращающего душу малыша, подрывающего родительский авторитет, чем ничем не мотивированный отказ от собственных распоряжений.
  • Нельзя забывать о своих обещаниях. Выполнение обещанного – это основа мироздания ребенка. Очень легко разрушить его, просто поленившись сходить в парк аттракционов, как было обещано, или забыв выполнить маленькую, но важную ребячью просьбу.
  • Эмоциональная стабильность – важнейший принцип воспитания без наказаний. Невротичный родитель, который заводится от детской истерики и начинает вести себя так же истерично – типичная воспитательная ошибка. Понятно, что сохранять спокойствие бывает очень трудно, но нужно работать над собой. В этом мудрость родителей, которая окупится сторицей. Трудно лишь в начале пути.
Читайте также:  Повреждение спинного мозга: симптомы и восстановление

Воспитание без крика

Не всегда повышенный тон должен быть под запретом. Иногда это отличный способ дать понять малышу, что происходит нечто очень важное или опасное. Кроме того, ребенок должен понимать: родители – обычные люди, которые имеют право на эмоциональные всплески.

Другое дело, если крик стал нормой, стилем воспитания, если без него распоряжения родителей просто не выполняются. Тут уже явное педагогическое упущение. Такой крик – признак родительского бессилия, страха, усталости, раздражения. Это недопустимо.

Методы системы воспитания, основанной на отказе от наказаний и криков, просты:

  • умение договариваться с ребенком;
  • совместный поиск решения проблемных вопросов;
  • допущение негативных (не угрожающих жизни и здоровью) последствий неправильного поведения ребенка и их последующий анализ;
  • моделирование воспитательных ситуаций в совместной игре.

Родители, которые приняли решение о воспитании ребенка без криков и наказаний, должны понимать, что придется им на этом пути очень не легко. Гораздо проще решить проблему типичным образом: накричать, отобрать, отвесить подзатыльник, отшлепать, лишить сладкого или карманных денег.

Тематический материал:

  • Можно ли бить детей в целях воспитания
  • Как воспитать в ребенке лидера
  • Воспитание чувства ответственности у детей

Потребуется огромное терпение и постоянная работа над собой, чтобы выстроить здоровые крепкие конструктивные отношения внутри семьи. Доверие, постоянная готовность помочь, безусловная любовь и уважение друг к другу – вот питательная среда для развития счастливого, активного, доброжелательного ребенка. В ней просто не найдется места для негатива, криков, наказаний.

Есть ли альтернатива наказанию?

Мы по-разному можем реагировать на негативное поведение ребенка. Но как бы мы ни называли эту реакцию, если это не ее отсутствие, значит, это попытка повлиять на поведение ребенка, поменять его модель, то есть по сути своей — наказание.

Можно выбирать альтернативные методы, но, по сути, избежать наказаний реально только через вседозволенность.

Альтернативы наказанию в воспитании нет, но это не плохо, а очень даже правильно.

Итоги:

  • Наказание — реакция родителей на неправильные поступки ребенка, ограничитель и маркер нежелательного поведения.
  • Наказание должно следовать за нарушение осознанных и усвоенных ребенком правил, что возможно только по достижении возраста самосознания.
  • Ребенок, которого не наказывают = ребенок, которого не воспитывают: для будущей жизни в обществе нужно уметь соблюдать границы.
  • Метод наказаний подбирается индивидуально в зависимости от проступка и особенностей конкретного ребенка.
  • Наказывая, руководствуйтесь принципом «не навреди».

общих принципов «правильного» наказания

Ребенок – это тонкий и чувствительный организм. Его стоит не только правильно воспитывать, но и наказывать.

общих принципов «правильного» наказания

В этом помогут основные принципы:

общих принципов «правильного» наказания
  1. За одни и те же поступки должно быть одно и то же , уже через несколько проступков малыш будет знать, что будет за совершенное деяние.
  2. Создайте своеобразную градацию легкие за проступки, а уже потяжелее за действительно серьезные нарушения.
  3. В том случае, если вы решили забрать у ребенка гаджет или игрушку, то обязательно оговаривайте это будет означать прямую взаимосвязь между проступком и ограничением.
  4. Обязательно успокойтесь и действуйте без лишней ярости, – вот ваш главный друг в этом деле.
  5. Решение об ограничениях для малыша должны быть приняты вместе с должно быть такого, что мама всегда наказывает, а папа добрый даже не участвует в конфликтных ситуациях. Папа и мама должны быть заодно.
  6. Выбирая меру дисциплинарного взыскания, обращайте внимание на темперамент ребенка и на его , что в 3 года и в 9 лет меры ограничений будут абсолютно разными.
  7. Ругать малыша стоит лишь можно и при посторонних, но вот ругать лишь строго, когда вы оказываетесь вдвоем или только с близкими родственниками.
  8. В окончании ссоры следует родители придумывают смешные ритуалы, чтобы дети не злились. Например, помириться на мизинцах или рассказать забавное стихотворение.
  9. Всегда и во всем будьте примером для своего от дочери или сына идеального поведения, ведите себя также. Если вы ругаете за нецензурную брань, то её никогда не должны услышать из ваших уст дети. В противном случае, все ваши слова будут иметь пустой звук, ведь на деле вы показываете совершенно иное поведение, которому и будут подражать маленькие непоседы.
общих принципов «правильного» наказания

Важно не только ругать и ограничивать малышей, но и хвалить их. Во время похвалы, мы не только превозносим своего сына или дочь, но и показываем значимость таких качеств как доброта, искренность, терпение, вежливость.