Задания для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Как найти фрукт, затерявшийся среди овощей, как понять, чем похожи и чем отличаются домики на картинке, что будет после зимы, как из треугольников сделать лес? Эти и другие задачки многие из нас помнят с дошкольного возраста. Все они направлены на развитие логического мышления у детей, а еще это увлекательные игры, благодаря которым дети знакомятся со свойствами окружающего мира. Какова роль игр на развитие логического мышления и как их проводят?

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

  • у неё должен быть продуманный сюжет;
  • правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;
  • во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;
  • необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Что такое логическое мышление

Логическое мышление – это наш ориентир в окружающем мире. Умение думать и рассуждать последовательно и не противоречиво необходимо для решения повседневных и творческих задач, получения знаний.

Развитие логического мышления у детей проходит три последовательных этапа:

  • Наглядно-действенный. Все начинается с умения мыслить с помощью манипулирования предметом, к примеру, положить квадратную фигурку в паз соответствующей формы. Этот тип мышления преобладает в раннем возрасте
  • Наглядно-образный. Это момент, когда подключается воображение, и уже не обязательно видеть перед собой предмет, чтобы описать его свойства. С помощью этого типа мышления можно, к примеру, считать в уме. Это умение преобладает в дошкольном возрасте.
  • Словесно-логический. Все конструкции выстраиваются в уме с помощью понятий, рассуждений и слов. Это умение ребенок осваивает в старшем дошкольном возрасте.

Переход от первого типа мышления к третьему занимает годы. В дошкольном возрасте будут проявлены главным образом первые два типа. И о том, что ваш малыш развивается, будет свидетельствовать появление у него умения выделять главные признаки среди второстепенных, рассуждать, анализировать, сравнивать и объединять предметы по разным признакам. Кроме того, он научится выносить суждения и аргументировать их, устанавливать причинно-следственные связи и, конечно, проявлять нестандартный подход в решении рядовых задач.

Логическое мышление для малышей

Этот вид мышления необходим ребенку не только, как подготовительный к школе, то есть для поступления в первый класс, но и для связывания между собой предметов, живых существ с их запахом, вкусом, звуком, тактильными ощущениями. Упражнения для дошкольников младшего возраста содержат вопросы: кто мяукает – кот, почему трава мокрая – дождик прошел или роса утренняя.

В играх для развития логического мышления ребенку нужно задавать конкретные вопросы с конкретными условиями, требующие определенных ответов. Например: нам нужно пойти в магазин, но на улице пошел дождь – что делать? Мы едим купаться в речке – что нужно взять с собой? Мама готовит пирог – какие продукты ей нужны?

Читайте также:  Отделение сексологии и терапии сексуальных дисфункций

Дети старшего возраста – 5-6 лет в упражнениях на логическое мышление уже должны иметь понятие о цифрах – больше\ меньше; о предметах – выше\ ниже, больше\меньше и так далее.

Логическое мышление для малышей

Нередко воспитатели используют логические ряды с изображенными предметами. Например: кастрюля, тарелка, кружка, сапоги – что лишнее? Ручка, тетрадка, книжка, кукла – что лишнее? Кошка, медведь, попугай, стул – что лишнее? Такие логические ряды могут содержать не только предметы, но и цвета, слова, которые начинаются на одну и ту же букву, четные или нечетные цифры и другое. Сложность задания зависит, как вы сами понимаете, от возраста ребят.

Дети очень любят играть в лото. И это на самом деле интересно – сложить фишки в правильном порядке и при этом иметь возможность выиграть. Это ли не стимуляция к обучению! Вот например, игра «В мире животных». В ней малыш не просто проявляет свои логические способности, он учит животных, развивает внимательность и зрительную память. А играть в нее можно уже с 2-х лет.  Лото может помочь дошкольнику выучить профессии взрослых или озадачить игрой в магазин. Каждая из этих игр по-своему полезна и интересна!

Упражнения на логическое мышление: умение находить существенные признаки и обобщать подобные предметы

«Четвертый лишний»

Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое их которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.

«Что общего»

Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.

В 3-4 классах можно использовать просто перечень слов. Например:

  • Компот, котлета, каша, борщ.
  • Коза, свинья, корова, лошадь.

Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:

  • Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.
  • Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.

«Составляем загадку»

Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:

  • Какой предмет?
  • Из чего сделан?
  • Какой формы?
  • Какой на вкус?
  • На что похож?
  • Для чего предназначен? Где используется?

«Поиск нового»

Задание заключается в том, чтобы у двух, на первый взгляд абсолютно разных предметов, найти общие признаки. Например:

  • Лодка, кастрюля — имеют внутри углубление.

«Магазин»

Учитель должен подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.

После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный учитель. Например:

  • купить товар, который имеет обертку красного цвета;
  • купить товар, в составе которого есть клубника;
  • купить товар, необходимый для приготовления борща.

«Добавь недостающий предмет»

Детям предлагается карточка, на которой изображена таблица с предметными картинками в ячейках. В каждой строчке одна ячейка остается пустой. Необходимо определить существенный признак всех предметов в ряду и подобрать недостающий предмет.

Читайте также:  Гражданский Брак И Сожительство Их Сходство И Различие

В 3-4 классах задание можно усложнить — найти предмет, который будет соответствовать по своим характеристикам предметам, расположенным в одном с ним ряду и столбце.

«Подбери противоположное»

Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.

«Часть — целое»

Дети должны по отдельному элементу назвать целый объект. Лучше предложить деталь, которая есть у нескольких предметов. После их называния можно попросить назвать и другие признаки, общие для всех этих предметов.

Также для развития умения выделять существенное рекомендуется предлагать детям упражнения на установление закономерностей.

Такие упражнения можно придумать самостоятельно, но также такие задания часто печатаются в детских периодических изданиях, специальных учебных пособиях.

Задания подобного рода могут быть в компьютерных играх, приложениях для смартфонов, а также в виде интерактивных презентаций.

На нашем сайте вы можете посмотреть презентации для начальной школы Лидии Петровны Фокиной. Например, серия "Гимнастика для ума".

Смотрите также:

  • Дидактический материал по отработке навыков чтения и на развитие логического мышления.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | РегистрацияКомментировать Поделиться Разместить на своем сайте

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Понравился материал?Хотите прочитать позже?Сохраните на своей стене иподелитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи Копировать анонс статьи Копировать ссылку Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;

В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.

  • Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
  • Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Урок рисования по теме «Профессии» в старших группах

Практическая логика (упражнения для детей 5-лет)

Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.

  • 1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
  • 2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
  • 3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
  • Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.

У детей дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.

В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.

Читайте также:  15 техник медитации, которым может научиться каждый

В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:

  • классифицировать предметы;
  • сравнить предметы;
  • устанавливать последовательность событий;
  • тренировать память;
  • делать выводы.

Длительность занятий — 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!

Задания

1) Подбери противоположные слова по смыслу:

чёрный — …

большой — …

веселый — …

хороший — …

горький — …

широкий — …

высокий — …

добрый — …

холодный — …

умный — …

быстрый — …

  1. 2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
  2. Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
  3. Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
  4. Кого в реке больше: окуней или рыб?
  5. Чего в огороде больше: капусты или овощей?
  6. Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
  7. Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
  8. 3) Закончи предложения:
  9. Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг — это дни недели

Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца — это…

Москва, Новгород, Санкт-Петербург — это…

Утро, вечер, день, ночь — это…

Катя, Миша, Петя, Ира — это…

Собака, кошка, мышка — это…

Ромашка, колокольчмк, роза — это…

А,Б,В,Г,Д — это…

4) Слушай внимательно! Дополни предложения:

Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ……… поезда.

Если сестра старше брата, то брат ………. сестры.

Если стол выше стула, то стул …….. стола.

Если кошка больше мышки, то мышка ……. кошки.

Если река шире ручья, то ручей …….. реки.

5) Придумай правильную закономерность.

Птица — перья. Рыба — ……

Осень — дождь. Зима — ……

Человек — руки. Собака — ……

Утро — завтрак. Вечер — ……

Яблоко — фрукт. Помидор — ……

  • 6) Что лишнее?
  • Кресло, стул, шкаф, телевизор.
  • Петух, павлин, ворона, бабочка.
  • Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
  • Солнце, лампа, люстра, фонарь.
  • 7) Какие это профессии?
  • Кто строит дома?
  • Кто пишет стихи?
  • Кто поёт песни?
  • Кто лечит людей?
  • Кто шьет одежду?
  • Кто пишет картины?
  • Кто летает в космос?
  • Кто управляет самолетом?
  • Кто водит автобус?
  • Кто управляет поездом?
  • Кто учит детей в школе?
  • Кто дрессирует животных?
  • 8) Логические задачи.
  • Что длится длится: год или 12 месяцев?
  • Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?

Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?

Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?

Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?

Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?

У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?

Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?

Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?

На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?

Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?

Дата публикации