Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

Причины

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.

Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

О некоторых аспектах коррекционной работы при устранении заикания у детей и взрослых

Как одно из древнейших речевых нарушений, известных человечеству, заикание имеет богатейшую историю методов и способов его устранения. Эти методы менялись – порой весьма кардинально – на протяжении тысячелетий в зависимости от представлений их авторов о причинах возникновения данного речевого недуга.

Практикующему современному логопеду, работающему с заиканием, очень полезно знакомиться с интереснейшим опытом специалистов прежних лет, ибо каждая их метода всегда имеет рациональное зерно и очень часто помогает лучше и глубже понять проблему заикания (или хотя бы взглянуть на нее с другой, неожиданной, стороны!). Возьмите Хр. Лагузена (1838 г.), Г. Д. Неткачева (1909 г.), И. И. Тартаковского (1934 г.) – и станет понятно, о чем идет речь.

В современной практике известно большое число методик коррекции заикания: как официальных, признанных, проверенных годами, так и новых, броских и многообещающих, иногда отрицающих весь прежний опыт в деле устранения заикания и претендующих на роль «единственных и неповторимых».

Очень часто такие новоявленные методики сводятся к одному-двум внешне эффектным приемам и воздействуют на одно из проявлений заикания, не учитывая весь сложный симптомокомплекс данного речевого нарушения.

Порой, увлекаясь, в погоне за новыми, яркими приемами и терминами, авторы (а вслед за ними и мы!) забывают об эффективности воздействия, принося ее в жертву эффектности.

В этой связи хотелось бы лишний раз свериться с «коллегами по цеху» и обозначить общую универсальную схему работы при устранении заикания у детей и взрослых.

Заикание у детей, как правило, исчерпывается речевыми судорогами, поэтому коррекционная работа ведется в одном направлении: устранении этих судорог. Однако, помня, что речевые судороги у детей чаще всего соседствуют с особенностями внимания, моторики, ритма и комбинируются с другими речевыми нарушениями (такими как дизартрия, алалия), параллельно развиваем дефицитарные функции и соотносим эту работу с этапами коррекции заикания.

Читайте также:  Какой вред приносят компьютерные игры для детей и подростков

Последовательность коррекционной работы с детьми будет представлена следующим образом:

1. Обследование;

2. Создание мотивации (ибо она у детей чаще всего отсутствует);

3. Остановка патологического речедвигательного стереотипа (режим молчания или ограничения речи);

4. Обучение навыкам релаксации (на протяжении всего курса);

5. Формирование навыка бессудорожного звукоизвлечения и голосоведения;

6. Формирование незаикливого речевого стереотипа и закрепление его на слогах, словах, словосочетаниях, автоматизированных рядах, текстах, спонтанной речи;

7. Предупреждение вторичных негативных личностных изменений с помощью коррекционно-воспитательных бесед с детьми и их родителями, а также функциональных тренировок (на протяжении всего курса).

У взрослых заикающихся феномен заикания качественно иной, нежели чем у детей. В него в большей или меньшей степени вовлекаются вторичные по отношению к речевому дефекту изменения личности и первично не нарушенные невербальные параметры речи: голос, интонация, темп, мимика, жестикуляция.

Взрослый заикающийся годами тренирует, отрабатывает, закрепляет патологическую стратегию речевого поведения, патологический речевой стереотип, цепочку ведущих в заикание шагов, симптомов. Механизм этого отработанного стереотипа запускается и разворачивается автоматически, и пусковым звеном может стать любой компонент этой цепи.

Отсюда, при устранении заикания у взрослых показана работа в трех направлениях:

1. Устранение речевых судорог;

2. Коррекция вторичных личностных изменений, вызванных наличием речевого дефекта;

3. Нормализация паралингвистических компонентов речи, которые изменены заиканием.

Последовательность этапов коррекции будет в основном такой же, что и у детей – с добавлением работы по нормализации невербального аспекта речи и устранению негативных особенностей личности, вызванных заиканием.

Каждая составляющая этой работы представляется необходимой и обязательной – в свете современного понимания природы заикания, а также с учетом опыта наших предшественников в деле устранения данного речевого нарушения.

Демина Тамара Васильевна, логопед

Статьи по теме:

  1. О некоторых особенностях коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников
  2. Йога поможет в устранении заикания
  3. Снятие мышечных зажимов у заикающихся взрослых в процессе коррекционной работы
  4. Логопедическая работа по коррекции заикания у взрослых и подростков
  5. Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5) Loading …

Особенности занятий с детьми

В отличие от взрослых, дети еще не осознают всю сложность проблемы с речью. Поэтому у них нет особого желания проводить постоянные тренировки. Следовательно, родители должны их к этому подталкивать, но так, чтобы малышу занятия были не в тягость. Для этого нужно придерживаться таких правил:

Особенности занятий с детьми
  • Никогда не заставляйте и не доводите ребенка до слез уговорами. Просите сделать то или иное упражнение ласковым тоном. Помните, дети должны находиться в спокойном состоянии.
  • Исключите дома крики, ссоры и скандалы. Когда малыш находится в доброжелательной обстановке, в нем просыпается интерес к занятиям.
  • Всегда преподносите тренировки в качестве игры.
  • Не пытайтесь заниматься с ним в присутствии посторонних людей. Малыш замкнется.
  • Контролируйте его дыхание и точность выполнения каждого действия. При этом поправляйте неправильные движения с любовью.
  • Больше пойте вместе, разучивайте стихи. Сначала в медленном темпе, потом ускоряясь.
  • Снизьте количество требований в повседневной жизни, чтобы оставалось больше времени на занятия.
  • Всегда хвалите и поощряйте.
  • Никогда не говорите ребенку о том, что его заикание – это позорно.
  • Обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.
Особенности занятий с детьми

Особенности занятий с детьми

Определение и классификация

Заикание – это нарушение речевой функции, проявляющееся патологией темпа, ритма и плавности произношения слов. Человек, страдающий заболеванием, насильно повторяет слоги, «проглатывает» слова и прерывает произношение звуков. Для маскировки дефекта, труднопроизносимые слова заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению речи пациента.

В зависимости от происхождения, заикание делится на неврозоподобное нарушение речи и логоневроз (невротическое). Характеристика данных вариантов патологии следующая:

Определение и классификация
  • Невротическое расстройство проявляется только нарушением речи, без сопутствующих патологий нервной системы. Если пациент находится в спокойной обстановке, то он не заикается. При нахождении среди незнакомых людей, ритм речи и ее темп замедляются.
  • Неврозоподобное заикание является следствием органического поражения структур головного мозга. К признакам патологии речи присоединяются другие симптомы – нервные тики, навязчивые движения, выкрики и т. п.
Читайте также:  Определяем темперамент по форме пупка. Мокнущий пупок

В основе заикания лежит судорожное сокращение мышц речедвигательного аппарата, в результате чего специалисты разделяют патологию на несколько форм:

  • тоническая − при таком виде болезни гласные и сонорные звуки растягиваются, между словами появляются неестественные паузы и разрывы звуков внутри слога;
  • клоническая форма, которая характеризуется многократным навязчивым повторением одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанная форма сочетает в себе все указанные признаки.

Кроме того, нарушение речевого аппарата может быть постоянным или приступообразным. Провоцирующим фактором всегда является стрессовая ситуация − выступление перед многочисленной аудиторией, общение с малознакомым человеком, неприятности на работе и стресс в личной жизни.

Определение и классификация

Расстройство речи у взрослых имеет некоторые особенности. В отличие от детской патологии, в юности или старшем возрасте у людей сохраняется нормальная внутренняя речь – мышление, написание текста происходит без пауз и потерь слов.

Особенности этапов и периодов работы

Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

Особенности этапов и периодов работы

Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся. Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  2. Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  3. Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  4. Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  5. Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  6. Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  7. Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

  • лечение с применением таблеток;
  • логопедические упражнения, скороговорки;
  • механические приспособления;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

В последнее время логопеды стали использовать нейродинамическую ритмопластику, как средство коррекции заикания. Этот комплекс состоит из лечебной физкультуры и хореографии.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Методика обследования детей с заиканием

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.

Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.

Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии.

Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка. [15]

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося.

Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия. [5,14]

  • Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).
  • Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
  • — место возникновения и форму речевых судорог;
  • — частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
  • — сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;
  • — отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.
  • В логопедическом заключении учитывается:

Заикание: что должны знать родители

Многие родители довольно часто сталкиваются с такой непростой проблемой, как заикание у ребенка. Данное заболевание означает нарушение плавности речи и ее темпа. Такая болезнь вызвана судорогами в речевом аппарате или в различных его частях: языке, нижней челюсти, губах, небе. Определить, что ребенок или взрослый человек заикается, очень просто: при разговоре он вынужден делать остановки и повторять отдельные слова или слоги. Чаще всего заикание начинает проявляться у детей в одном возрастном периоде: от 2,5 до 5 лет. Врачи связывают это с тем, что именно в данном возрасте начинает активно развиваться речь. Очень сложно людям, у которых заикание, выступать публично, а наедине с собой они, наоборот, могут говорить без запинок, особенно, если чем-то эмоционально увлечены. Стоит отметить, что заикание у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Заикание: что должны знать родители

Заикание вызвано судорогами в речевом аппарате или в различных его частях

Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое. 

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов. 
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи. 

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания: 

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям. 
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей 

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи. 

Причиной заикания у детей могут служить: 

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма; 
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие; 
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни. 

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Читайте также:  Как определить характер по любимым цветам

Основные направления психолого-педагогической работы при лечении заикания

Исследователи в области логопедии выделяют семь основных направлений работы с заикающимися разного возраста.

  1. Охранительный речевой режим. Этот этап направлен на нормализацию работы ЦНС (от 2 дней до месяца). В это время экспрессивная речь ограничивается, используются краткие ответы: да, нет. Подросткам и взрослым рекомендуется хранить полное молчание. На этом этапе больной ограждается от физических и психических перегрузок. Обязательно соблюдать режим дня, сон не менее 8-10 часов, полноценное белковое питание, длительные прогулки на воздухе. Исключаются игры соревновательного характера, рекомендуются занятия танцами, плаванием, лыжами, настольными играми, пением, дневной сон. Запрещен просмотр телевизора длительное время, общение с многочисленными родственниками (желательно отправить ребенка к бабушке в деревню). Логопед на этом этапе проводит с детьми игры-молчанки, включающие в себя моделирование заданных ситуаций. Например, «В больнице» — больные спят, тишина, мы их лечим; «Аквалангист», «Фотоохота», «В горах», «Спит добрый волшебник» и др.

  2. Формирование речевого дыхания. Работа направлена на расслабление дыхательного аппарата и создание его координированной работы с голосовым и артикуляционным аппаратами. Сначала логопед работает над физиологическим дыханием, используя упражнения по постановке диафрагмального дыхания, дыхания животом. Затем приступает к формированию длительного фонационного выдоха на основе протяжного произнесения гласных звуков, чтобы сознательно распределить воздух при речевом выдохе и его хватало для произнесения фразы. Важен длительный выдох (используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

  3. Формирование навыков рационального голосоподачи и голосоведения. Цель работы на этом этапе – снятие мышечного напряжения с голосового аппарата, развитие слитного произношения и мягкой атаки звукоголоса с использованием грудного резонатора. Предлагается произнесение длинного ряда гласных звуков на одном выдохе при непрерывном артикулировании.

  4. Развитие просодической стороны речи. Обучение выразительности речи и передаче основных типов интонаций. Сначала произносится ряд гласных звуков с разнообразными модуляциями голоса, затем ряд слогов, далее слов, фраз с разной интонацией. Затем осуществляется переход к членению текста на синтагмы (совокупность нескольких слов на одном выдохе).

  5. Развитие координации и ритмизации движений. Развивается координация и точность движений рук, ног, пальцев рук, артикуляционных движений, формируется ритмизация речи. Рекомендуется использовать логоритмические упражнения.

  6. Регуляция эмоционального состояния больного (доминирует в психотерапевтических методиках). Основной метод – аутогенная тренировка, которая базируется на мышечной релаксации и произвольной регуляции вегетативных функций. Создается эмоциональное состояние спокойствия и его связь с плавностью речи. Используются элементы массажа дыхательной, артикуляционной, вокальной мускулатуры, биологически активных точек. Используется такой прием как расслабляющая медитация «Волшебный сон».

  7. Развитие планирующей функции речи. Заикающийся должен проговаривать фразу про себя, это способствует организации внутренней речи, обдумыванию фраз, установление пауз во время речи.

Диагностика заикания

педиатруневрологудетскому психологу

Лечение заикания Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению. Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Читайте также:  Вторичные половые признаки — двигатель полового отбора

Врачи:

Детская клиника Роща Савченко Ольга Борисовна Логопед-дефектолог Михайлюк Анна Вячеславовна Логопед-дефектолог Сыч Лариса Александровна Логопед-дефектолог Фомина Марина Владимировна Логопед-дефектолог Записаться на прием Детская клиника Мягкова Ирина Васильевна Логопед-дефектолог Сободарева Ангелина Олеговна Логопед-дефектолог Григорьев Дмитрий Анатольевич Психолог высшей категории, детский логопед второй категории Записаться на прием Детская клиника Налтакян Сюзанна Валериевна Детский логопед Грицкова Татьяна Вячеславовна Детский логопед Записаться на прием Детская клиника Володина Софья Сергеевна Логопед Записаться на прием

Заикание у детей постарше

Параллельно с судорожными приступами у заикающихся детей по мере взросления могут наблюдаться волнение, страх разговора и даже уверенность в невозможности говорить. Ребенок сосредотачивается на сложных для него звуках, некоторые дети начинают смущаться дефектов речи, отвечают кратко, очень тихо или сквозь зубы, выражена вегетативная реакция – краснеют, потеют или бледнеют. Не удивительно, что у малыша портится характер – порой они становятся болезненно обидчивыми. Такое поведение только закрепляет заикание и усиливает его проявления, ребенок попадает в замкнутый круг. Важно знать, проявляется ли заикание только в присутствии взрослых (и других детей). Иногда наедине с собой, например, при общении с игрушками, ребенок говорит спокойно. Порой в беседах со знакомыми детьми или взрослыми малыш говорит спокойно, а в волнительной обстановке заикается. Заикающиеся дети, кстати, часто поют без заиканий, и пение — способ борьбы с проблемой.

Проблемы в речи могут возникать внезапно, зачастую после периода мутизма (немоты) от пары часов до нескольких дней, или плавно, постепенно усиливаясь. Постепенное усиление характерно для неврологических заболеваний. Если условия жизни и общения ребенка благоприятные, заикание может быстро сойти на нет, однако, если в окружении ребенка и при его присутствии взрослые или дети будут акцентироваться на его дефекте – проблема усилится, и малыш на ней зациклится. Ребенок боится оакзаться в центре внимания, его нервная система перегружается и проблема усиливается.

Коррекция заикания у школьников

Коррекция заикания у младших школьников будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении. Используются упражнения на сопряженно-отраженном варианте речи, спонтанные ответы на несложные вопросы о сказочных персонажах, беззвучное артикулирование.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: — лежа, стоя, в движении и т.п. (от положения тела в пространстве может изменяться глубина дыхания) — в процессе разных видов занятий (на дыхание влияют и психологические факторы, такие как увлеченность, эмоциональный подъем или переживание неудачи)

Коррекция заикания у старших школьников — более объемная работа, и ко всем предложенным способам добавляется отработка текстов, сложных по содержанию.

Преодоление заикания у школьников целесообразно вести в группе. Групповой способ работы намного эффективнее индивидуального и позволяет избежать очень частого побочного эффекта, когда ребенок говорит с логопедом без запинок, а в реальной жизни заикается, как обычно.

Групповая работа по лечению заикания отличается у младших, средних и старших школьников как логопедической, дидактической работой, так и подбором соответствующей психотерапии.

Оганесян Ходьба : невротическое -внимание на осанку , пластичность движений, эмоциональное состояние. Неврозоподобное – внимание на координацию движений рук и ног. Счетные упражнения: Невротич- Счет с разнообразными движениями и действиями с предметами. Неврозопод – в едином темпоритме обрабатывать точное вступление в движение. Упражнения для произвольной регуляции мышц. Невротич – самоконтроль, наблюдение за мышечным тонусом, пфд и образное мышление. Неврозопод – проверка качества выполнения дыхание : невротич — не фиксировать внимание на дыхании , отрабатывать оттенки голоса , общая выразительность речи, четкость артикуляции . неврозопод – упр. Выполнять под счет с точной инструкцией, внимание на четкости артикуляции, на глубине вдоха.

Чувство темпа и ритма: невротич – улавливать структуру ритма , варьировать темп выполнения. Неврозопод- начинать с подсчета кол –ва ритмических последовательностей, развивать способность воспроизведения ритмич последовательностей. Совершенствование мимической моторики , упражнения с предметами, групповые упражнения с элементами танца распевки речевые упражнения стихи проза мелодикламации

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

Клиническая картина
  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Симптомы и формы заикания

Нарушения речи при заикании могут быть следующего характера:

  • частые повторы слов или отдельных звуков;
  • увеличение времени, которое человек тратит на воспроизведения звуков или слогов (так называемая пролонгация);
  • частые остановки речи;
  • нерешительность при воспроизведении звуков или слогов, из-за чего портится ритмика речи.

По характеру нарушения речи формы заикания бывают следующие:

  • тоническая – характеризуется паузой при воспроизведении звуков или слогов либо растягиванием какого-то звука;
  • клоническая – наблюдается в случае, если несколько раз повторяются одни и те же звуки, слоги либо слова;
  • смешанная – одновременно наблюдаются нарушения речи, характерные для тонической и клонической форм заикания.

В зависимости от причины возникновения бывают такие формы заикания, как:

  • неврозоподобная – наблюдается при неврологических нарушениях. Дети с такой разновидностью заикания отстают в развитии от сверстников, а говорить начинают с опозданием;
  • невротическая – наблюдается на фоне стрессовых состояний – одномоментных (испуг, переживание) или хронических (постоянное психологическое напряжение в среде, в которой находится человек). Развитие таких детей проходит нормально. Взрослые с данной формой заикания практически без заминки разговаривают в нормальной обстановке, но начинают заикаться при возникновении стрессовой ситуации.

При невротической форме заикания нередко возникает логофобия – страх разговаривать.

Методы коррекции заикания у ребенка и взрослого напрямую зависят от того, какая форма патологии наблюдается.

Термин «логоневроз» более логично использовать при определении невротической формы патологии, но его нередко применяют в качестве синонима слова «заикание».